17 декабря 2018 00:39
фото: Владимир Кожунков

Каменный почерк

Памятники архитектуры – это немые свидетели исторически важных событий. По облику зданий можно прочесть прошлое отдельно взятого города или целого государства. Причастные к каменной летописи зодчие и ценители их мастерства в начале октября отмечают Всемирный день архитектуры. Но у нас есть ещё один повод окунуться в реку времени. Ровно год остался до векового юбилея здания Управления Приволжской дороги.
– Судьба этого строения весьма интересна, – говорит начальник по сохранению исторического наследия Приволжской магистрали Владимир Бударин. – Его по праву можно назвать венцом творения Алексея Салько, по проектам которого в Саратовской губернии возведено более 130 сооружений. В его каменном почерке – строгость и сдержанность, чёткое эстетическое оформление.

Здание – украшение современного Саратова. Стоит ли говорить о том, какую значимость оно представляло в начале минувшего века? В 1904 году в городе развернулась нешуточная дискуссия о необходимости именно такого строения. Вызвано оно было намерением АО РУЖД перевести управление в Москву. Купцы и мещане обеспокоились потерей арендаторов квартир и покупателей. А потому заказали известному архитектору Салько проект здания управления. В 1905-м он был готов. В августе 1907-го на месте старого Гостиного двора заложили первый камень, а 1 октября 1907-го состоялся молебен по поводу перехода отделов и служб в новое помещение.

Построенное в эпоху эклектики, с использованием классицистических форм, это здание и в начале XXI века сохранило свой неповторимый архитектурный облик. Оно – градостроительная доминанта Музейной площади Саратова, при этом органично вписавшаяся в стилистический и пропорциональный ансамбль соседних сооружений. 

– Говоря об историческом наследии дороги, нельзя обойти вниманием вокзал Волгоград-1, – продолжает рассказ Владимир Бударин. – За свою историю он менял не только вид, но и название. 

Во второй половине XIX века Царицын испытал бурный рост, обусловленный превращением города в крупный железнодорожный узел. Главным объектом на одной из его дорог стал новый Грязе-Царицынский вокзал, который мы теперь знаем как вокзал станции Волгоград-1. Изначально на его фронтоне красовались год постройки – 1871 – и аббревиатура ГЦЖД, то есть «Грязе-Царицынская железная дорога». Но этот облик вокзала, впрочем, как и сама дорога, просуществовал всего два десятилетия. В начале 90-х годов XIX века у здания добавилось далеко выдающееся влево и внутрь крыло. Внешний вид стал куда богаче, а надпись «ГЦЖД» и год постройки исчезли.

В 1930-х возникла потребность в существенном расширении вокзала. В 1931-м у него появились второй этаж и огромное правое крыло. Этот вокзал известен как Сталинград-1. Судьба его поистине героическая. В годы войны он полыхал в огне, был взят фашистами, но освобождён в январе 1943-го. Сразу после капитуляции противника началось восстановление здания и повреждённого железнодорожного полотна. Уже 14 марта в город прибыл первый поезд из Москвы, 31 марта заработало Саратовское направление. К июлю вокзал функционировал на полную мощность.

Война закончилась. Город стал возвращаться к жизни. Однако прежнего Сталинграда-1 там больше не будет. От него остались лишь фундаменты и подвалы, которые по сей день служат добрую службу новому вокзалу. Он заметно меньше, чем старый, поскольку раньше там находились многочисленные административные помещения, ныне вынесенные в здания по соседству.

– Есть ещё одно здание на Приволжском полигоне с интересной судьбой, – рассказывает Владимир Бударин. – Это вокзал Сарепты. 

Одноэтажное кирпичное здание построено в 1895 году. Главные входы центральной части сооружения подчёркивают вестибюльную группу помещений. Симметрично от вестибюля расположены зал ожидания с кассами и ресторан. С фасадов центральная часть завершается фронтонами с развитым карнизом и круглыми окнами, отражающими влияние модерна. Окна декорированы характерным обрамлением с выступающими замковыми камнями. В целом здание весьма отвечает стилю железнодорожных сооружений конца XIX века. Но вместе с тем не повторяет архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что весьма важно для путей сообщения. 

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31