23 октября 2018 13:34
фото: Глеб Хрусталёв

Жизнь в фокусе

Художник-оформитель Борис Шехтман награждён нагрудным знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет»

Вы можете не знать его имя, он может не знать, как зовут вас. Но если вы работаете на Приволжской магистрали, то почти наверняка хотя бы раз с ним встречались. Борис Шехтман вот уже четверть века ведёт фотолетопись происходящих на Приволжской магистрали событий.
Знакомство с фотоискусством у Бориса состоялось, когда ему было около десяти лет. Сосед разрешал мальчишке понаблюдать, как при свете красного фонаря делаются фотографии.

– Всё это было таким таинственным и загадочным. Я стоял словно заворожённый, – делится детскими впечатлениями Борис Фалокович. 

Будучи чуть постарше, Борис с родителями переехал жить в Саратов. В новой школе он сдружился с одноклассником Юрой Бариновым. Дружба продолжается и по сей день. И во многом благодаря ей Борис полвека назад определился с выбором жизненного пути. Отец Юры, Владимир Иванович, был большим любителем фотографии. Когда бы Борис ни оказывался у них в гостях, тот всегда колдовал над снимками. Вскоре Борис с Владимиром Ивановичем стали такими же закадычными друзьями, как и с Юрой. Разница в возрасте не мешала общению двух безмерно увлечённых людей. Владимир Баринов превратился для Бориса в наставника и проводника в профессию. И именно по его рекомендации Шехтман трудоустроился фотографом в один из проектных институтов. В обязанности молодого специалиста входили фотосъёмка больших чертежей и последующее изготовление копий.

В личной жизни увлечение фотографией также сыграло важную роль.

 – Мы познакомились в середине 70-х годов. У Бориса тогда уже был собственный фотоаппарат, и он всё время норовил меня запечатлеть, – вспоминает супруга Александра. – Я позировать не любила. А вот фотографиями известных зарубежных певцов того времени, которые ценились на вес золота, Борису удалось меня покорить.

– Один мой приятель мог достать пластинки практически любых исполнителей. Aerosmith, Smokie, The Rolling Stones, The Beatles. Я делал негатив, а затем печатал в проектном институте фотографии и дарил их Александре, – рассказывает Шехтман.

На Приволжской железной дороге Борис Фалокович начал работать в середине 90-х. Сначала по совместительству, а затем и на полную ставку. За долгие годы карьеры ему удалось побывать во множестве увлекательных поездок. А ещё благодаря работе Борис с лучших мест наблюдал за выступлениями звёзд отечественной эстрады. 

– Кадышева, Агутин, Маликов, Дима Билан, Жанна Фриске, Николай Басков – все они находились на расстоянии вытянутой руки от меня. Приятно вспомнить! – отмечает Шехтман.

Фотографии с концертов, как и множество других снимков, хранятся в рабочем архиве Бориса. Его объём измеряется терабайтами. Найти нужный снимок при необходимости не составит труда. Всё рассортировано по годам, месяцам, событиям. Если кто-то из железнодорожников когда-то в торжественной обстановке получал награду, то наверняка запечатлён на одном из снимков, хранящихся в архиве Приволжского центра научно-технической информации и библиотек.

– Сегодня снимать награждения стало проще. Раньше, бывало, железнодорожники убегали со сцены, как только диплом или ведомственный знак оказывался у них в руках. Сейчас начальник магистрали Сергей Анварович напоминает им, что нужно позировать для памятного кадра. Если человек теряется, подсказывает, куда надо смотреть. Ведь каждому приятно получить снимок с такого важного мероприятия, – говорит Борис Шехтман.

Впрочем, жизнь состоит не только из праздников и торжеств. Были в трудовой биографии Бориса Фалоковича и времена, когда работу, сколь бы она ни была любима, хотелось бросить. Один из таких периодов пришёлся на конец нулевых годов. Дорожному фотографу поручили сделать снимки всех сотрудников магистрали для оформления служебных удостоверений. Задача архисложная, но Шехтман перед ней не спасовал. Взял камеру, штатив, осветительные приборы, белый экран в качестве фона и отправился в путешествие по Приволжской. Заезжать приходилось в самые отдалённые уголки магистрали. До одних станций Борис добирался на машине, до других – на автобусе. Сотни километров были преодолены на поезде.

– Сделать снимки – это полдела. Потом все фотографии необходимо обработать и при этом не перепутать, кто на каком кадре изображён. А снимков-то – тысячи, – вспоминает Борис.

Зачастую трудности возникали тогда, когда их ничего не предвещало. К примеру, в одной из командировок Борис Фалокович был вынужден отбиваться от стаи бродячих собак. А другая поездка едва не завершилась ограблением.

– Я тогда только начинал работать на железной дороге. Нужно было снять один участок магистрали. Приехал на место – вдруг откуда ни возьмись двое крепких ребят. Хотели сумку отнять, но я сопротивлялся до последнего. Пришлось им отступить. Не столько за себя тогда испугался, сколько за камеру. Пусть мне тогда изрядно досталось, но техника не пострадала, – вспоминает наш герой.

У многих людей дома хранится фотоальбом, а у Бориса Шехтмана – фоточемодан. В нём лежат снимки, на которых запечатлены самые важные моменты семейной жизни. 

– Вот выйду через месяц на пенсию, найдётся время разобрать, систематизировать, оформить должным образом. Так что всё будет красиво, – говорит Борис Фалокович. 

С уходом на заслуженный отдых фотограф расставаться с делом всей жизни не намерен.
– Мой самый лучший снимок ещё не снят! – утверждает Борис Шехтман.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31