12 декабря 2018 13:31
фото: ПУЦПК

Соответствие стандарту определят эксперты

На Приволжской магистрали стартовал пилотный проект по независимой оценке квалификаций.
Артур Николаев, начальник Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций

пятница-1-интервью.JPG

– Артур Юрьевич, чем вызвана необходимость перехода на новую систему оценки квалификации железнодорожников? 

– В связи с ускоренным развитием технологий во всех областях наблюдается рассогласование требований, предъявляемых к работникам компаниями, с теми стандартами, которые предусмотрены образовательными программами учебных заведений. Чтобы эта ситуация не переросла в серьёзную проблему, в России несколько лет назад началась разработка профессиональных стандартов. В отличие от единого тарифно-квалификационного справочника объектом стандартизации теперь выступает трудовая функция.

По всей стране в рамках нового подхода создаются центры оценки компетенций по различным профессиям. Любой работник, прошедший обучение, может обратиться туда для подтверждения квалификации. В течение 30 дней человек получает либо документ, удостоверяющий соответствие квалификации, либо отказ в выдаче свидетельства и рекомендации по повышению профессионального уровня.

– Как это происходит на Приволжской железной дороге? 

– В 2018-м согласно распоряжению заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова стартовал пилотный проект. В его рамках учебные центры по всей сети дорог на своей базе проводят независимую оценку квалификаций. Внедряемая система позволяет выяснить, насколько квалификация работника отвечает требованиям профессионального стандарта. Соответствие ему подразумевает не просто наличие знаний, умений и навыков, а способность применять их для решения различных производственных задач в повседневной работе.

В Приволжском учебном центре в этом году планируется провести оценку профессиональных квалификаций по десяти профессиям. В их числе осмотрщики вагонов, составители поездов, монтёры и контролёры пути, машинисты тепловоза и электровоза и другие. В общей сложности в рамках пилотного проекта независимую оценку пройдут 190 человек.

По состоянию на 11 октября состоялись три экзамена. Два из них, для осмотрщиков и составителей поездов, прошли в Астраханском подразделении центра. В Саратовском подразделении мы проэкзаменовали машинистов тепловоза. Успешно справились с предложенными заданиями шестеро из семи осмотрщиков и девятнадцать из двадцати машинистов. Работники, не сдавшие экзамен с первого раза, для компании не потеряны. Они могут через месяц повторно пройти процедуру оценки.

В пятницу, 12 октября, экзамен состоится в Ершовском подразделении учебного центра. Там профессиональную квалификацию будут подтверждать контролёры пути.

– Чем отличается независимая оценка квалификации от традиционной формы аттестации?

– Обычно она по окончании обучения проводилась в форме квалификационного экзамена. Его задача  – определить, соответствуют ли знания, умения и навыки обученного специалиста требованиям образовательной программы. Проходящий аттестацию специалист получал две оценки: одну – за теоретические знания, вторую – за выполнение квалификационной пробной работы во время производственного обучения. 

Независимая оценка проводится в форме профессионального экзамена. Для него характерна высокая практикоориентированность. Экзамен состоит из двух частей: проверки теоретических знаний с помощью тестирования и практики, предполагающей моделирование производственной ситуации. 

Представители вагонного хозяйства сдавали экзамен на полигоне. Им нужно было осуществить осмотр автосцепного устройства, колёсной пары, провести замер температуры нагрева буксового узла и совершить множество других операций, которые производит осмотрщик вагонов в реальных условиях.

Локомотивщикам было предложено выполнить задание на тренажёре. Машинистам предстояло провести поезд от станции отправления до места назначения за 35 минут с соблюдением технической скорости, графика движения, всех правил безопасности. В каждой поездке моделировалась нестандартная ситуация. Для успешного прохождения экзамена следовало быть готовым к сбою кодов АЛСН, срыву стоп-крана, появлению на путях различных препятствий и прочим неожиданностям, с которыми можно столкнуться на практике.

– Как повлияет внедряемая на сети железных дорог система оценки на развитие ОАО «РЖД»? 

– Независимая оценка – это дополнительная гарантия того, что к работе по окончании обучения приступят люди, на практике доказавшие способность применять знания, умения и навыки для решения производственных задач. В результате нового подхода возрастёт уровень подготовки в учебных заведениях. Образовательные учреждения будут делать упор на привитие обучающимся практических навыков, применяя компетентностный подход. Давать знания – это важно. Но главнее – быть уверенным, что после обучения специалисты смогут их успешно применить. И переход к независимой оценке квалификации способствует этому.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31