12 декабря 2018 13:09
фото: Личный архив

В ожидании перемен

Современные реалии предъявляют новые требования к системе образования, школам, учителям и родителям

Вектор развития системы образования был задан в майском указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Стратегическими направлениями стали обеспечение глобальной конкурентоспособности национального образования, а по его качеству – вхождение России в десятку ведущих стран мира. Для достижения этого приняты 12 федеральных проектов. В ближайшее время будет запущен один из самых масштабных – «Образование», рассчитанный на шесть лет. Это совершенно новый подход, коренным образом отличающийся от сложившейся практики.

– Наталия Владимировна, современная школа – нечто большее, чем здание с новыми пластиковыми окнами и надёжной крышей. Это образовательное пространство, позволяющее ребенку развивать способности и таланты. Какие условия созданы в лицее-интернате № 6 ОАО «РЖД»?

– Отвечая на ваш вопрос, стоит раскрыть содержание проекта «Современная школа». Он сосредоточен на новых методах обучения и образовательных технологиях. Школы сделают современными. Реальностью станет одна учебная смена. Главным показателем будет число детей, обучающихся в построенных или отремонтированных учреждениях нового типа.

Действительно, современная школа, каковой и является наш лицей-интернат, – совершенно иное развивающее пространство. Это полномасштабный образовательный центр. Специально организованная среда и доброжелательный климат позволяют ребенку и его семье стать участниками учебного процесса, учат совместно планировать деятельность, анализировать результаты, то есть дают возможность развиваться. Даже столовая, фойе, гардеробные комнаты не рассматриваются нами как вспомогательные служебные помещения. Мы максимально задействовали эту территорию для обогащения культуры лицеистов, их автономии и получения обратной связи от родителей и педагогов.

В качестве примера современной образовательной инфраструктуры лицея-интерната следует назвать площадки для занятий спортом: тренажёрный зал, хореографическая комната, мини-стадион с безопасным покрытием и трибунами для болельщиков. У нас функционируют 20 секций.

Можно сказать, что мы успешны. Однако необходимо поднять качество образования на уровень, сопоставимый с результатами международных исследований, таких как PISA, где оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания на практике. Упор будет сделан на данный аспект подготовки обучающихся и эффективную реализацию междисциплинарных программ. Сегодня нужно овладеть компетенциями для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Без этого в современном мире трудно быть конкурентоспособным.

Наряду с образовательными результатами мы ратуем за личностные достижения. Лицей-интернат поддержал инициативу Министерства образования Саратовской области «Культурный дневник». Наши преподаватели – представители разных методических объединений разработали навигационный график проекта, в который войдут страницы истории родного города и региона: «Чугунное кружево», «Мастерская саратовской гармошки» и ряд других. Подчеркну, что главной целью для нас остаётся воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Обучение мы строим на основе духовно-нравственных ценностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

– Молодёжи с юных лет приходится думать о дальнейшем трудоустройстве. Каким образом общеобразовательные учебные заведения готовят своих воспитанников к новым жизненным реалиям?

– Это огромный пласт работы нашего учреждения. Профориентация в современном понимании, с позиций потребностей цифровой экономики и возможностей холдинга РЖД, стала темой межрегионального форума, проведённого в лицее в марте. Резолюция мероприятия легла в основу плана профориентационной работы и расширила список организаций-партнёров. Вне зависимости от нашей ведомственной принадлежности в приоритете останется технологический профиль с углублёнными английским и информатикой, а также сохранение связей с РЖД. Возможность открытия специализированных классов будет обсуждаться в лицее-интернате 9 октября на семинаре «От классов ОАО «РЖД» до гарантированного трудоустройства».  

– Как вы относитесь к созданию «кванториумов»?

– Конечно, положительно. Это долгожданное событие. Детские технопарки – масштабная федеральная сеть, которая направлена на возрождение престижа инженерных профессий и подготовку кадрового резерва для глобального технологического лидерства России. В «кванториумах» воспитывают будущих инженеров и конструкторов, исследователей и учёных.

Не дожидаясь открытия «Кванториума» в Саратове, лицей-интернат наладил партнёрские отношения с профессиональным сообществом программистов «САРАТОВ-ИТ». Результатом нескольких переговорных встреч стала программа совместной просветительской деятельности для детей и педагогов лицея на базе ИТ-компаний. С появлением детских технопарков будут модернизироваться и уроки технологии.  

– Учитывает ли современная система образования стремительную технологизацию всех сфер жизни?

– Соответствующий проект предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды. Минпросвещения хочет реализовать модель, которая позволит обеспечить во всех школах профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Мы идём в ногу со временем. Отчётность в лицее-интернате постепенно переводится в цифровой вид. Повседневностью стали электронный журнал и дневник, открытость в социальных сетях, онлайн-голосование, анкетирование родителей, квесты. В этом году ученики совместно с родителями и педагогами участвуют в проекте «Сетевичок» по цифровой грамотности, мероприятии, организованном под патронатом Совета Федерации и Министерства просвещения РФ.

В ближайшем будущем во всех учебных помещениях и общежитиях появится выход в Интернет. И это виртуальное пространство будет полностью защищено и безопасно. Планируется, что на уроках станут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».

Чтобы электронный мир обогатил весь педагогический процесс и расширил наши образовательные горизонты, а также с целью повысить профессиональный уровень предметников и воспитателей в конце октября лицей проводит масштабное мероприятие регионального уровня с участием представителей компаний Microsoft, Votum, Samsung, «Российский учебник». Дорожная карта инновационного проекта онлайн-сервисов учебного портала «ЯКласс» гарантированно обеспечит реализацию ФГОС общего образования в контексте индивидуализации обучения в лицее-интернате.

– Отвечает ли сегодняшним требованиям школы программа подготовки учителей?

– Педагогическая наука очень живая. Невозможно что-либо выучить единожды и больше не совершенствоваться. Особенно сейчас, в эпоху скоростей и высоких технологий. От коллег из высшей школы знаю о значительных изменениях программ подготовки будущих педагогов. Но и работающие специалисты нуждаются в методическом сопровождении их деятельности, интервизорской, экспертной помощи и наставничестве. Каждый учитель согласно требованиям профессионального стандарта должен уметь организовать работу в команде, увлечь учеников проектной деятельностью, взаимодействовать со всеми категориями детей. Мы начинаем осваивать инклюзивную практику и инновационные формы поддержки детской одарённости. Можно констатировать новый виток профессионального роста у всего педагогического корпуса и вспомогательного персонала лицея-интерната.

– К образовательному процессу в последнее время всё чаще подключают родителей. Какая роль им отводится в модернизации системы образования?

– Федеральный проект «Современные родители» охватит психолого-педагогическую и информационно-просветительскую поддержку семей. В планах – создание сайта, на котором мам и пап будут консультировать по вопросам воспитания и образования. К 2024-му во всех регионах заработают центры помощи родителям. Своевременно предоставлять им информацию о содержании образовательной деятельности и контрольно-измерительных материалов итоговых экзаменов в выпускных классах, о перспективах внедрения информационных технологий в оценку качества образования – вот наши будни в первой четверти. Мы тщательно отбираем формы донесения информации до родителей, а затем прорабатываем различные варианты взаимодействия. Интересным стал опыт проведения тотального диктанта 8 сентября, в Международный день грамотности. Было много положительных отзывов. Планируется продолжить эту работу с использованием материалов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Татьяна Волченко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31