17 декабря 2018 00:39
фото: Денис Селивёров

Испытано первыми

На Приволжской железной дороге эксплуатируются первые на сети ОАО «РЖД» современные стрелочные электроприводы типа СП-6МГ, укомплектованные двигателем с микропроцессорной системой управления ЭМСУ-СП.
В июне 2016 года новые образцы электроприводов включили в опытную эксплуатацию. Местом испытаний стали стрелки № 34 и 36 на Саратове-2 и стрелка № 112 на Саратове-3. Были выбраны именно эти станции, так как на них применяются разные системы электрической централизации и схемы управления электроприводами. На протяжении всего периода тестирования состояние СП-6МГ контролировали специалисты лаборатории автоматики и телемеханики совместно с представителями заводов-изготовителей АЭМЗ, ОАО «ЭЛТЕЗА», «ГЭКСАР», учёными РОАТ (МИИТ) и РГУПС.

Серьёзных конструкционных проблем во время испытаний выявлено не было, и уже через год приёмочная комиссия под председательством главного инженера службы автоматики и телемеханики приняла решение ввести все три привода СП-6МГ в постоянную эксплуатацию. Несмотря на это, специалисты хозяйства СЦБ и сегодня уделяют им особое внимание. 

В очередной день безопасности станцию Саратов-2 посетили заместитель начальника службы автоматики и телемеханики – начальник отдела эксплуатации средств ЖАТ Игорь Мамбур и заместитель начальника дорожной лаборатории автоматики и телемеханики Алексей Малютин. Руководители вместе со старшим электромехаником СЦБ Сергеем Василевским проверили техническое состояние электроприводов на стрелках № 34 и 36 и обсудили процесс их обслуживания.

Конструкция СП-6МГ в целом такая же, как и у его базового предшественника – электропривода типа СП-6. Однако принципиально изменилось устройство самого ответственного узла – автопереключателя. Вместо открытых пружинных контактов теперь применяются два герметичных датчика положения с восемью магнитоуправляемыми герконами в каждом. Герконы коммутируют контрольные электрические цепи с блоком БДР и информационный вход электродвигателя ЭМСУ-СП, задавая ему необходимое направление вращения. Для включения ЭМСУ-СП на посту электрической централизации потребовалось изменить двухпроводную схему автоматики управления стрелочным приводом. 

– Сейчас электроприводы и установленные в них двигатели с микропроцессорной системой управления ЭМСУ-СП работают надёжно. Отказы, возникавшие в первые дни испытаний, больше не повторялись. Хотя в процессе обслуживания СП-6МГ мы столкнулись с некоторыми эксплуатационными неудобствами, – рассказывает Сергей Василевский. 

Заместитель начальника службы Игорь Мамбур обратил внимание старшего электромеханика СЦБ Василевского на клеммную шину для подключения монтажных проводов внутри привода. Она разработана для современных кабельных муфт типа РМГУ-ШК. Шина обеспечивает надёжный электрический контакт в соединениях и позволяет легко выполнять измерения электрических параметров схемы в стрелочном приводе. Однако если потребуется заменить герконовый датчик с монтажом, то в стеснённом корпусе стрелочного электропривода большая клеммная шина сделать это быстро не позволит. А ведь оперативное устранение неисправностей, которые могут повлиять на безопасность движения поездов, – одно из главных требований к работникам хозяйства СЦБ. После эксперимента с выводами Игоря Мамбура согласились Сергей Василевский и Алексей Малютин.

– Для удобства эксплуатации и оперативного определения причин возможных отказов в работе электропривода было бы неплохо предусмотреть в схеме световой контроль состояния магнитоуправляемых герконовых контактов, – считает Алексей Малютин.  

Дело в том, что герметичный корпус датчика с герконами внутри выполнен из металла. Визуально электромеханику СЦБ невозможно определить, в каком состоянии контакты – замкнуты или разомкнуты. По мнению эсцебистов, чтобы решить проблему и при этом не изменять типовую электрическую схему дополнением светоизлучающих диодов, конструкторам целесообразно разработать переносной индикатор контроля состояния положения контактов. По той же причине необходимо прямо на металлическом корпусе датчиков наметить зоны его срабатывания.

Идеями специалистов хозяйства СЦБ Приволжской магистрали Игорь Мамбур поделится с разработчиками СП-6МГ на ближайшем научно-техническом совете, а эксплуатационники продолжат внимательно следить за функционированием и техническим состоянием новых электроприводов.

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30