11 декабря 2018 10:44
фото: Алексей Шмалей

Мониторинг в пути

На Приволжской магистрали отрабатывается модель диспетчеризации жизненного цикла услуг

Приволжане приступили к реализации пилотного проекта, заключающегося в организации диспетчеризации жизненного цикла услуги. В рамках концепции, разработанной специалистами магистрали, налаживается взаимодействие по схеме «клиент – ТЦФТО – Д» на всём пути оказания транспортной услуги. Это делается для повышения ответственности и дисциплинированности производственного и коммерческого блоков, достоверного планирования бюджетов доходов и затрат и дальнейшей взаимоувязки упомянутых подразделений.
Отработать концепцию на практике приволжанам доверили в ходе недавней ассамблеи начальников железных дорог. Инициативу представителей Приволжской одобрили первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк и начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. 

– Взаимодействие коммерческого и производственного блоков выстраивается по принципу «заказчик – исполнитель». При этом используется система наряд-заказов. Она предполагает автоматизацию процессов формирования, контроля и подведения итогов их исполнения, – поясняет заместитель начальника Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Андрей Цык. – Перечень наряд-заказов состоит из восьми пунктов, включающих организацию погрузки, перевозки грузов и порожних вагонов, своевременный подвод подвижного состава, выгрузку и так далее. 

Реализация пилотного проекта позволит повысить качество оказания транспортной услуги, так как движенцы и сотрудники территориальных центров фирменного транспортного обслуживания начнут работать на единые показатели, по которым клиенты будут судить об эффективности железнодорожного транспорта. Впрочем, новые показатели – только верхушка айсберга. Основная часть предполагаемых изменений заключается в создании на полигоне Приволжской железной дороги объединённого центра управления местной работой. Подразделение планируют сформировать на базе недавно открывшегося Центра оперативного управления. Он расположен на третьем этаже главного административного здания магистрали. 

ЦУМР создаётся для удовлетворения потребностей клиентов в основных и дополнительных услугах железнодорожного транспорта, связанных с перевозкой грузов на начально-конечных операциях, за счёт обеспечения их жизненного цикла. Главные задачи подразделения будут связаны с организацией своевременного подвода подвижного состава под погрузку, выгрузку, а также с приёмом к перевозке порожних и гружёных вагонов. Отдельным пунктом значатся соблюдение сроков доставки грузов и порожних вагонов, обеспечение выполнения договорных обязательств в части оказания услуг с добавленной стоимостью (грузовой экспресс, перевозка по расписанию и так далее). 

– Диспетчеризация жизненного цикла услуги станет осуществляться в электронном формате с момента поступления заявки от клиента до полного  исполнения, – продолжает Андрей Цык. – Будем работать по системе наряд-заказов, в рамках которой Приволжский ТЦФТО выступит заказчиком услуг у дочерних обществ и других подразделений полигона дороги.

Взаимодействие коммерческого и производственного комплексов планируется организовать на трёх уровнях управления: полигонном («клиент – ТЦФТО – Д»), региональном и территориальном («клиент – ЦПУ – ДС»). В каждом случае обработка наряд-заказов станет осуществляться на месячном и оперативном (суточном) временных горизонтах. Это позволит своевременно влиять на выполнение основных бюджетных параметров и услуг. 

На территориальном уровне привлекать клиентов будут сотрудники центров оказания услуг. Пока такое подразделение есть только в Волгограде, но в перспективе его планируют создать в каждом регионе. Сотрудники коммерческого блока, заключающие договоры на оказание услуги, оформят наряд-заказ, а его исполнением займутся движенцы и другие железнодорожники. В зависимости от объёмов и разновидности грузов могут задействоваться представители Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, АО «ФГК», АО «РЖД Логистика» или других компаний, участвующих в организации грузоперевозок.

На больших электронных табло – их планируется установить во всех центрах продажи услуг – будет отображаться актуальная и полезная информация о поступающих звонках, потенциальных клиентах, наличии вагонов, биржевых котировках и многом другом. 

Самое большое табло коллективного пользования, которое предполагается задействовать в новом проекте, уже эксплуатируется в Центре оперативного управления Приволжской железной дороги. С технической точки зрения для организации диспетчеризации жизненного цикла услуг там всё готово. Осталось обновить программное обеспечение и добавить в штат диспетчеров Приволжского ТЦФТО. Они будут контролировать исполнение наряд-заказов, руководствуясь оперативной информацией, выводимой на табло коллективного пользования и индивидуальные мониторы. 

Одновременно со взаимоувязкой железнодорожников ведётся работа по слиянию информационных систем ОАО «РЖД» и клиентов: АС ЭТРАН, ВСОУП, АСУ ТО, АСУ МР, АС Клиентов. В итоге появится комплекс ИТ-решений. Он обеспечит диспетчеризацию жизненного цикла услуги. По словам начальника службы корпоративной информатизации Александра Рудого, отрабатываемые на полигоне дороги цифровые технологии не будут принимать за человека управленческие решения, а помогут диспетчеру анализировать, прогнозировать и расставлять приоритеты, «подсвечивая» те места, на которые следует обратить внимание.

На практике это будет работать следующим образом. Если грузовой поезд выбьется из графика, система подаст сигнал. Красная индикация обозначает возможный срыв сроков доставки грузов, а жёлтая – менее печальный сценарий, но также требующий вмешательства диспетчеров. В идеале все поезда и нитки графика, отображаемые на экране, должны «подсвечиваться» зелёным. Эту информацию увидят не только диспетчеры центра управления местной работой, но и специалисты центров продажи услуг в регионах.

– Диспетчеризация жизненного цикла услуги – непрерывный процесс. Поэтому, если одна смена не успеет вернуть поезд в график, дальнейшими корректирующими действиями, связанными с выполнением наряд-заказа, займутся сменщики, – продолжает Андрей Цык. – Так же как и движенцы докладывают друг другу о поездной обстановке в регионе перед заступлением в смену, диспетчеры Приволжского ТЦФТО будут информировать коллег о выполнении текущих наряд-заказов.

Эффективность железнодорожников из ЦУМР оценят по таким показателям, как выручка, начисленная по всем видам деятельности, тарифный грузооборот, соблюдение договорных обязательств, плана погрузки и так далее. Эти контрольные показатели эффективности объединят сотрудников движенческого аппарата и Приволжского ТЦФТО.

– Сейчас наши сотрудники и движенцы работают на разные показатели, но в перспективе все будут нацелены на единый результат, – уверен Андрей Цык. – КПЭ регионального уровня есть совокупность показателей бизнес-единиц, поэтому успех диспетчеризации жизненного цикла услуги зависит от всех железнодорожников, задействованных в перевозках. 

Пилотный проект планируется реализовать до конца текущего года, после чего можно будет говорить о его тиражировании. 
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30