23 сентября 2018 01:51
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Шмалей

Бережливый подход к энергоресурсам

В Саратовском информационно-вычислительном центре снижают затраты на содержание инфраструктуры сети передачи данных за счёт повышения эффективности энергопотребления.
Роман Силаковский, и.о. главного инженера Саратовского информационно-вычислительного центра

Пятница_ПЗК_1.JPG

– Роман Игоревич, какой проект бережливого производства считаете самым значимым для Саратовского ИВЦ?

– Проект с наибольшим экономическим эффектом заключается в применении тарификаторов для учёта энергопотребления  магистрального сегмента сети передачи данных. Для понимания: магистраль СПД объединяет локальные вычислительные сети, к которым подключены все компьютеры Приволжской магистрали. Она состоит из 130 периферийных и 10 транспортно-периферийных узлов. В их работе задействованы маршрутизаторы, коммутаторы и другое оборудование СПД, потребляющее значительное количество электроэнергии.

Из-за отсутствия счётчиков расчёт энергопотребления производился по нормативам, прописанным в технических паспортах устройств. Там указывались максимальные значения потребляемой мощности. Они превышали цифры, отмечаемые при постоянной эксплуатации. Тогда мы обратили внимание на тарификаторы и IP-адаптеры импортного производства, применявшиеся при строительстве высокоскоростной магистрали к Олимпиаде в Сочи. Они используются для учёта фактического энергопотребления оборудования ВСМ. Проанализировав показания тарификаторов и паспортов, убедились в необходимости применения тарификаторов на всём магистральном сегменте СПД.

– На каких узлах испытали новинку?

– Систему учёта опробовали на ПУ, расположенном в здании саратовского вокзала. Спустя полгода опытной эксплуатации мы получили практически пятидесятипроцентное сокращение расходов на электроэнергию, поэтому решили тиражировать проект на других узлах сети передачи данных. В 2017-м охватили 19 ПУ, и экономический эффект составил 170 тысяч рублей.

В 2018-м подключили к проекту транспортно-периферийные узлы станций Аткарск и Петров Вал, а также периферийный узел Арчеды. В этот раз на ТПУ применили отечественные образцы тарификаторов, поскольку закупать зарубежные стало невыгодно из-за сильного удорожания. Пока эксплуатируем их без IP-адаптеров – нет подходящих отечественных решений. Однако на этих узлах у нас есть специалисты, так что съём информации не вызывает затруднений. Параллельно сотрудничаем с российским производителем по созданию нужного адаптера. Сейчас уже тестируем опытный образец. 

Паспортная мощность оборудования, эксплуатируемого на двух упомянутых ТПУ и одном ПУ, – 9355 киловатт в месяц, а фактическая не превышает 2970 киловатт. Такой вывод сделали, отталкиваясь от показаний тарификаторов. По итогам месяца опытной эксплуатации экономия составила 6385 киловатт, или 22 347 рублей. За девять месяцев на трёх упомянутых узлах СПД удастся сберечь более 200 тысяч рублей. С учётом стоимости тарификаторов чистый экономический эффект – 178 тысяч рублей. В случае тиражирования затраты на энергопотребление снизятся на 40–80 процентов в зависимости от моделей оборудования СПД на периферийных и транспортно-периферийных узлах. Поэтому в 2019-м продолжим работать в данном направлении. 

Следующую партию тарификаторов установим на ТПУ станций Ершов и Саратов-2. В планах на перспективу – весь магистральный сегмент СПД.

– Если проект настолько выгодный, почему бы его не тиражировать по всей Приволжской уже сегодня?

– Закупить тарификаторы и IP-адаптеры сразу на всю магистраль не получится, так как они довольно дорогостоящие. И хотя срок окупаемости не превышает полутора лет, закупать и внедрять устройства будем поэтапно. Тарификаторы отечественного производства представлены на рынке в большом количестве, а вот с IP-адаптерами, как я уже говорил, всё намного сложнее. 

– Разве тарификаторы не могут работать без IP-адаптеров?

– Такой вариант возможен, однако их использование совместно с тарификаторами позволяет уйти ещё от одной проблемы, связанной с транспортными расходами. Чтобы снять показания «счётчиков», до них нужно добраться. А между тем многие узлы СПД расположены на удалённых станциях. Одновременно с внедрением тарификаторов мы работали над автоматизацией процесса учёта показаний. Для этих целей нам и потребовались IP-адаптеры, подключаемые к СПД. Специалисты саратовского ИВЦ написали скрипт, считывающий показания тарификаторов с адаптерами в автоматизированном режиме, что минимизирует участие человека. Таким образом, устанавливать их лучше всего в комплекте.

– Кто занимался разработкой и внедрением проекта?

– Помимо меня, в 2018 году в команду вошли три специалиста отдела СТО: ведущий электроник Артём Михальянц, ведущий администратор Сергей Ерин и электроник первой категории Олег Пантелеев. Изначально я сам занимался внедрением проекта, работая в отделе СТО. После назначения на должность и.о. главного инженера Саратовского ИВЦ решаю организационные вопросы, а в практической реализации участвуют коллеги. 

– Есть ли у вас другие проекты, направленные на сокращение расходов?

– В текущем году у нас реализуется ещё один проект по оптимизации энергопотребления. Его суть заключается в модернизации схем бесперебойного электропитания оборудования магистрального сегмента СПД. К каждому коммутационному шкафу, о которых говорилось выше, подключены источники бесперебойного питания. Они срабатывают и поддерживают функционирование оборудования при выключении электричества. 

На стандартных периферийных узлах эксплуатируются бесперебойники АРС1000 с дополнительными батарейными блоками SURT48. Такая комплектация обеспечивает работоспособность узла СПД при выключении электричества на протяжении полутора-двух часов. Мы проанализировали случаи перехода на питание от батареи за последние два года и выяснили, что столь продолжительное пропадание электропитания возникает только при серьёзных авариях. В таких ситуациях переставали работать бесперебойники на персональных компьютерах, что делало бессмысленным функционирование узла СПД. На ряде объектов вообще не было зафиксировано перебоев электроснабжения. Если они случались, то один-два раза в год, а подачу электроэнергии возобновляли в пределах десяти минут. Поэтому мы решили модернизировать схему бесперебойного электропитания, исключив из постоянной эксплуатации на восьми периферийных узлах

32 аккумуляторные батареи. Без них источники бесперебойного питания могут поддерживать работоспособность оборудования от одного до полутора часов, чего вполне достаточно. 

В результате расходы на содержание инфраструктуры СПД сократились на 32 тысячи рублей.

В целом по итогам 2018 года за счёт реализации трёх проектов бережливого производства планируем сэкономить 340 тысяч рублей.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30