18 ноября 2018 16:59
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Екатерина Кобзева

От идеи до воплощения

Предложения творческих железнодорожников создают фундамент для применения бережливых технологий

Начальник технического отдела эксплуатационного вагонного депо Астрахань Светлана Маслова и инженер-технолог Оксана Лойко работают в дружном тандеме десять лет. За это время талантливые и инициативные железнодорожницы наладили системную деятельность по разработке рацпредложений и проектов бережливого производства.
Несколько лет назад Светлане Анатольевне присвоили звание «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД», а  Оксане Викторовне – «Лучший технический информатор».

– Наши рационализаторы нацелены на поиск новых идей, совершенствующих работу и приносящих экономические эффекты. Также приветствуются проекты, направленные на обеспечение безопасности движения поездов и улучшение охраны труда, – отмечает Светлана Маслова. 

В прошлом году астраханские вагонники подали и внедрили 28 рацпредложений с экономическим эффектом, превышающим 424 тысячи рублей. С начала 2018-го реализовано 16 идей, принёсших выгоду в 224 тысячи рублей. 

С расчётом экономического эффекта помогает начальник экономического отдела Алёна Калюжная. Она не только разбирается в финансовой стороне вопроса, но и постигает суть технологических процессов.

На столе Светланы Масловой – два телефона и столько же мониторов, а в голове и на бумаге – масса идей, нуждающихся в доработке. 

– Нашу деятельность курирует главный инженер предприятия Олег Александрович Каталевский. Он нацеливает нас на выполнение плана дорожной службы технической политики, – рассказывает начальник техотдела. – Чертежи и эскизы для большинства рацпредложений делает осмотрщик-ремотник вагонов Александр Ренсков, совмещающий обязанности системного администратора. Описание и документальное сопровождение изобретений – на Оксане Викторовне Лойко. 

Большинство внедряемых предложений направлены на улучшение условий труда, повышение качества проведения техзанятий и совершенствование навыков технического обслуживания вагонов. 

В прошлом году в «бережливой» деятельности участвовало 25 авторов. Среди них слесарь-электрик Алексей Рыбьянов, на счету которого два рацпредложения. Первая разработка позволила сэкономить предприятию 51 тысячу рублей, вторая – 139.

– По итогам прошлого года Алексей Николаевич удостоен звания «Лучший организатор технического творчества ОАО «РЖД», – говорит Светлана Анатольевна. – Сейчас он уже на заслуженном отдыхе, но в строю остаётся его коллега, талантливый рационализатор Александр Сомов. В прошлом году он выдвинул четыре предложения: два – как автор и столько же – в соавторстве. Их суммарный экономический эффект превысил 81 тысячу рублей.

Передовик технического творчества депо – это слесарь по ремонту оборудования с 30-летним стажем Мураткан Калиев. Железнодорожник в прошлом году оформил восемь рацпредложений. На одно меньше на счету мастера участка Андрея Аристова, ставшего автором четырёх и соавтором трёх рацпредложений. В 2018-м он участвовал в разработке ещё пяти.   

В 2017-м в ВЧДЭ-10 не было ни одного изобретателя моложе 35 лет. Год спустя ситуация изменилась.

– В первом полугодии у нас отличились два молодых специалиста – Антон Дербенцев и Александр Афанасьев, – поясняет Оксана Лойко. – Этому способствуют пример наставников и мотивация. Ведь хорошее рацпредложение – гарантия дополнительной премии в две тысячи рублей. Неплохая прибавка к зарплате, особенно если учесть, что многие новаторы не ограничиваются одной разработкой.

Из 16 рацпредложений, поданных с начала текущего года,  Светлана Маслова и Оксана Лойко выбрали лучшие. В топ вошли те, что способствовали повышению качества условий труда работников, эффективности производственных процессов и повлияли на безопасность движения поездов. 

– Из толковых рационализаторских идей, как правило, формируются проекты бережливого производства, – отмечает  Светлана Маслова. – Идеи новаторов становятся кирпичиками в фундаменте будущего проекта.

Так получилось и с рацпредложением «Модернизация трубопровода УЗОТ-РМ», выдвинутым новатором эксплуатационного вагонного депо Астрахань Андреем Аристовым.

– Раньше от модульной компрессорной станции на два парка шёл один трубопровод. По нему осуществлялась подача сжатого воздуха на установки УЗОТ-РМ и АСТД. Поэтому при проведении ремонтных работ на МКС приходилось их обе отключать, – поясняет Андрей Геннадьевич. – Нам показалось логичным смонтировать задвижки на месте разветвления труб по паркам станции, что позволило организовать автономную и бесперебойную работу установок. Это удобно, когда дело доходит до опробования автотормозов с помощью УЗОТ-РМ. 

Упомянутое рацпредложение дало толчок для дальнейшей модернизации УЗОТ-РМ и АСДТ и разработки проекта бережливого производства под названием «Замена кабеля связи на оптиковолоконный для УЗОТ-РМ, АСТД».

– В результате получим технологический эффект, который приведёт к сокращению отказов технических средств и улучшению выявления неисправности тормозного оборудования на вагонах, – резюмирует Светлана Маслова.

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30