21 ноября 2018 19:37
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Шмалей

Корректный экономический эффект – залог успешности проектов

Владимир Шипилов, начальник службы экономики и финансов Приволжской железной дороги

Пятница_ПЗК_1_3.JPG

В команде любого проекта бережливого производства есть сотрудник, занимающийся расчётом экономического эффекта. От корректности его вычислений зависит не только размер премирования участников проекта, но и бюджет предприятия, а также программа эффективности на следующий год. 

– Владимир Геннадьевич, почему качественный расчёт экономического эффекта так важен?

– С конца прошлого года на Приволжской железной дороге заработал новый механизм мотивации за экономически эффективные проекты. Положение распространяется на сотрудников, входящих в оперативные рабочие группы структурных подразделений региональных дирекций, проектные офисы бережливого производства, действующие на уровнях региональных дирекций, территориальных управлений и дороги в целом. После реализации каждого проекта проводятся экспертиза результатов и учёт экономии. Затем участники премируются. Согласно Положению мотивация полагается за реализованные проекты улучшений с подтверждённым экономическим эффектом. То есть когда реальная экономия учитывается в бюджетах затрат филиалов. Рабочие группы премируются в следующем квартале после завершения проекта улучшения, а проектные офисы – по итогам года.

– Чем регламентируется эта работа?

– Данный порядок прописан в распоряжении ОАО «РЖД» № 1401 от 14 июля 2016 года. В документе задействованы инструменты, основанные на принципах рыночных механизмов и обеспечивающие интересы всех участников. Деятельность компании улучшается за счёт исключения потерь и сокращения затрат. За успешную реализацию экономически эффективных проектов работники предприятий получают дополнительную премию в размере 15 процентов от достигнутой экономии, но не более одного миллиона рублей. Двадцать процентов идёт на формирование инвестиционного ресурса для дальнейшего развития проектной деятельности предприятия. Руководители структурных подразделений самостоятельно определяют направления для использования средств.  

Как видите, базой для распределения является экономический эффект, достигнутый от реализации проектов бережливого производства. Поэтому так важен его качественный расчёт. Многое зависит от последующего аудита, поскольку завышенный экономический эффект приведёт к выплате излишних премий, а также нанесёт ущерб производственным процессам из-за некорректной оптимизации предусмотренных в бюджете затрат. В то же время заниженный показатель не обеспечит должного уровня бюджетной эффективности. Поэтому главный принцип, которого необходимо придерживаться при рассмотрении проектов, – это объективность.

– Что предпринимают экономисты для достижения её максимума при формировании и рассмотрении проектов?

– Необходимо понимать структуру проектного офиса Приволжской железной дороги. В него входят служба технической политики, дорожное конструкторско-технологическое бюро, служба экономики и финансов и отдел организации и оплаты труда. Состав обусловлен самим процессом проектной деятельности. Ведь на первом этапе меняется технология производства работ, приводящая к исключению потерь. Затем выполняются оценка экономического эффекта, рассмотрение технологии через экономическую призму с последующей оптимизацией бюджетных параметров. На третьем этапе осуществляется премирование участников оперативных рабочих групп, реализовавших проект.  

Ещё в 2016 году при формировании нормативной базы мы закрепили порядок оценки экономического эффекта на всех этапах, в том числе на уровне экономического блока линейных предприятий, выступающих инициаторами проекта. Если в расчётах допущены недочёты, их выявит аудит. Он проводится на уровне дирекций, являющихся хозяйствующими субъектами и представляющих функциональные филиалы на регионе. Следующая ступень контроля – проверка на уровне службы экономики и финансов, входящей в состав дорожного проектного офиса.  

Помимо этого, при рассмотрении проектов бережливого производства необходимо помнить о сопоставимости показателей. Она не менее значима, чем объективность. 

Максимальный эффект приносит оптимизация циклических процессов, имеющих технологически обоснованную периодичность. В таких случаях расчёт экономического эффекта основан на анализе технологии до и после реализации проекта. Соответственно оцениваются затраты на обеспечение технологии внедрения и после исключения потерь.

При расчёте экономического эффекта необходимо придерживаться принципа корректности и полноты отражения затрат. Он характеризует полноту объёма затрат при формировании расчётов. Это важно, поскольку в перевозочной деятельности большинство процессов взаимосвязаны между собой как внутри отдельного предприятия, так и между функциональными филиалами. 

Изменение определённой технологии выполнения работ на одном предприятии может сопровождаться сокращением затрат в смежных подразделениях. Подобные проекты бережливого производства называются мультифункциональными.

>Окончание |4

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30