18 сентября 2018 22:42
фото: Глеб Хрусталёв

На все руки мастер

Слесарь по ремонту подвижного состава эксплуатационного вагонного депо Анисовка Михаил Рощупкин посвятил работе на Приволжской магистрали без малого сорок лет.
Профессиональный путь Михаила Петровича был предопределён с детства. Отец Пётр Родионович трудился в Анисовке осмотрщиком вагонов. Мама Татьяна Ивановна работала здесь же смазчицей. Родители Миши часто брали его с собой на работу. О том, что представляет собой железная дорога, мальчишка знал с малых лет. И всё же первым рабочим местом магистраль для Михаила не стала. Сразу после школы он устроился на завод. Однако быстро понял: это не то дело, которому хочется посвятить жизнь.

– Я почувствовал себя маленьким винтиком в огромной машине. Труд был механический, однообразный. Не требовал ни творческой мысли, ни инициативы, – вспоминает собеседник.

Отдав долг Родине и демобилизовавшись в 1979 году, молодой человек пришёл трудоустраиваться на магистраль, где всё было таким родным и знакомым. Начать ему предложили в Анисовке с должности механика автономных рефрижераторных вагонов. Строительство вагонного депо было в разгаре. Появлялись новые рабочие места, и через некоторое время Михаила Петровича назначили на должность заливщика оловянно-свинцовых сплавов. Работа была нелёгкой, но трудности железнодорожника никогда не пугали. Зарекомендовав себя как квалифицированный специалист, Михаил Рощупкин получил назначение на должность триангелиста в механическом цехе.

– Так я освоил и токарный станок, и фрезерный, и сверлильный. Достиг успехов и в кузнечном деле, – рассказывает наш герой. – Всегда боялся: вдруг передо мной возникнет техническая задача, с которой не смогу справиться? Поэтому использовал любую возможность, чтобы научиться чему-то новому.

Работая на Приволжской магистрали, Михаил Рощупкин освоил и ещё одну, казалось бы, далёкую от железной дороги специальность.

– В советские времена сотрудники разных предприятий отправлялись на помощь представителям аграрного сектора экономики. Я, например, был комбайнёром в одном из колхозов неподалёку от Новоузенска, – говорит железнодорожник.

Научившись управлять огромной сельскохозяйственной машиной, Михаил Петрович собрал урожай не с одного гектара полей. Работал он в колхозе и по своей основной специальности: восстанавливал технику, которая то и дело выходила из строя.

– Навыки ремонтника не раз пригождались мне не только в депо. Я живу в частном доме, и постоянно приходится что-то обновлять: забор починить или кран. Всё это могу сделать своими руками, – не без гордости отмечает слесарь. 

За долгие годы работы в депо Михаил Петрович не только многому научился сам, но и не раз выступал учителем для тех, кто только делал первые шаги на стальной магистрали. Под наставничеством высококвалифицированного профессионала необходимые навыки обрели многие железнодорожники.

По признанию Михаила Рощупкина, самый непростой период в карьере пришёлся на 90-е годы. Случались перебои с выдачей зарплаты, хватало и производственных сложностей. Приходилось искать источники дополнительного заработка. Так у железнодорожника появилось приносящее неплохой доход хобби. Он занялся видеосъёмкой различных торжеств. 

– Меня приглашали на свадьбы, юбилеи. Поначалу друзья и знакомые в Анисовке. Затем стал выезжать в Энгельс, Саратов. Сейчас я этим не зарабатываю, но держать в руках камеру и искать интересный ракурс мне по-прежнему нравится, – делится наш герой.

Перейдя в середине нулевых годов из механического цеха в колёсно-роликовый, вагонник занимался демонтажем колёс, текущим ремонтом, а сейчас трудится слесарем в роликовом отделении. 

– Раньше каждый ролик измеряли вручную. Сейчас на помощь приходят компьютеры, – рассказывает Михаил Рощупкин. – Все измерения проводятся не в миллиметрах, а в микронах, тысячных долях миллиметра. Так что современная аппаратура очень выручает.

Трудовые успехи Рощупкина не раз отмечались руководством. В советские годы Михаил Петрович регулярно и с успехом участвовал в социалистических соревнованиях. Уже в наше время он получал награды от руководства Приволжской дирекции инфраструктуры. В копилке достижений железнодорожника есть благодарность начальника Приволжской магистрали. Несмотря на обилие заслуг, конвертировать их в руководящие должности Михаил Рощупкин никогда не стремился.

– Я убеждён: лучше быть отличным слесарем, чем посредственным руководителем. Каждый человек в коллективе должен заниматься тем, к чему он имеет талант, к чему лежит его душа. И это будет залогом успеха всего предприятия, – подчеркивает железнодорожник.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31