16 июля 2018 21:28
фото: www.train-photo.ru

Лом уходит в прошлое

Применение рельсового захвата позволяет высвобождать монтёров пути и сокращать продолжительность технологических «окон»

Специалисты Аткарской механизированной дистанции инфраструктуры существенно облегчили труд монтёров пути при кантовании рельсовых плетей.
Повысить производительность труда железнодорожников и сократить продолжительность технологических «окон» позволило навесное устройство, разработанное специалистами ПЧМ-4. Используется ноу-хау на экскаваторе-погрузчике KGT-4RS на комбинированном ходу. В зависимости от необходимости к его стреле крепятся различные виды навесного оборудования.

В стандартную комплектацию машины входят ковш, крюк и несколько «насадок» для выполнения путевых работ. Не хватало только приспособления, помогающего при кантовании рельсовых плетей. Исправить это упущение позволили знания начальника участка производства Геннадия Кувенёва, смекалка технолога Сергея Викторова и умения электрогазосварщика Алексея Кучменко. Они придумали и реализовали оригинальный проект бережливого производства.

– Мы видели похожее навесное оборудование на тракторах, эксплуатируемых на Октябрьской железной дороге, – рассказал один из авторов проекта Геннадий Кувенёв. – При этом стоимость заводских аналогов, напоминающих клещи, составляет 410 тысяч рублей. Мы решили изготовить рельсовый захват своими силами.

За основу новой насадки взяли роликовый захват, снятый со списанной машины ПМА. Верхнюю часть устройства изготовили из металлической плиты. Затем к ней приварили две полуовальные стойки. Для соединения со стрелой экскаватора специалисты вварили втулки под тракторный палец. Подвес закрепили к захвату болтом диаметром 45 миллиметров и корончатой гайкой. Дополнительную фиксацию, исключающую любые смещения, обеспечивают два болта, вкрученные в плиту подвеса. 

– Гидроцилиндр захвата подключается к гидравлической системе погрузчика KGT-4RS с помощью шлангов, – пояснил Геннадий Кувенёв. – В общей сложности на изготовление рельсового захвата потратили 53,5 тысячи рублей, что несопоставимо со стоимостью заводских аналогов. Разница в цене порядка 350 тысяч рублей – это реальный экономический эффект. Значительный технологический эффект возникает в дистанциях пути, так как в кантовании рельсов участвует меньшее количество монтёров.

Вскоре после изготовления рельсовый захват испытали сначала на базе Аткарской дистанции пути, а затем на перегоне Аткарск – Красавка. Машина выдержала «экзамен», успешно откантовав 400-метровую рельсовую плеть. Если учесть, что каждый её метр весил 65 килограммов, через новую насадку пропустили 26 тонн. Прежде этот вес брали на себя путейцы с ломами. Теперь большую часть бригады задействуют в других работах.

– Раньше кантованием рельсовой плети занимались в среднем 15 человек. Теперь достаточно четверых, – отметил начальник Саратовской дистанции пути Камран Бабаев. – Высвободившиеся сотрудники занимаются установкой скреплений. Это существенно сокращает продолжительность технологических «окон». В дни, когда на дороге растёт пассажиро- и грузопоток, от длительности «окон» зависит очень многое, в том числе пропускные способности магистрали.

В рамках новой технологии монтёры пути участвуют в подготовительных работах, сводящихся к снятию стыковых болтов и накладок, а после установки новой плети – в заключительных операциях. При этом всеми перемещениями одиночных рельсов управляет машинист экскаватора KGT-4RS. Сменённые рельсы техника убирает на обочину.

– Передвижение плетей любой длины возможно в различных направлениях, – подчеркнул Геннадий Кувенёв. – Труд монтёров пути облегчается в разы, так как им больше не приходится надрываться, кантуя тяжёлые рельсы.

Разработкой чертежей и сопутствующей документации занимались специалисты дорожного конструкторско-технологического бюро. Они взяли за основу «эскизы» аткарских железнодорожников. Специалисты по охране труда создали указание по технике безопасности при работе с модернизированным экскаватором-погрузчиком. В частности, в нём прописано, что к работе с грузоподъёмными механизмами допускаются только те специалисты, которые прошли соответствующий инструктаж по технике безопасности.

Руководство Приволжской магистрали оценило проделанную работу «на пять с плюсом». Поэтому решение о поощрении авторов проекта не заставило себя долго ждать.

Сегодня навесное оборудование существует в единственном экземпляре, и речи о помощи всем путейцам Приволжской пока не идёт. По словам Геннадия Кувенёва, Аткарская механизированная дистанция инфраструктуры уже получила заказ на изготовление нескольких комплектов навесного оборудования. Это значит, что в перспективе пользу от новой технологии ощутят не только саратовские железнодорожники.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31