21 октября 2018 19:33
фото: Глеб Хрусталёв

Годы, люди, цифры

Саратовский информационно-вычислительный центр отмечает 45-летие

На 1967 год приходится множество знаковых событий. В Москве начала работать Останкинская телебашня. В Волгограде завершилось строительство историко-мемориального комплекса «Мамаев курган». В кинопрокат вышел фильм «Вертикаль», принёсший всесоюзную славу Владимиру Высоцкому. А ещё в 1967-м на Приволжской железной дороге была создана группа по внедрению вычислительной техники. Именно из неё впоследствии образовался Саратовский информационно-вычислительный центр.
Точка отсчёта

Курирование нового участка работы было поручено заместителю начальника технического отдела дороги Юрию Закоре. В состав сотрудников цеха вычислительной техники вошли выпускники мехмата Саратовского государственного университета Галина Шувалкина, Алевтина Холодова, Анатолий Сирик. Собственных вычислительных мощностей в распоряжении молодых специалистов на тот момент ещё не имелось. Однако энтузиазма, задора и желания работать ребятам было не занимать. С поставленными руководством дороги задачами молодёжь успешно справлялась.

– Мы договаривались со сторонними организациями, обладавшими необходимой техникой, чтобы использовать её в своих нуждах. Все понимали значимость работы и шли нам навстречу, – вспоминает Алевтина Холодова.

Следующим этапом в истории Саратовского информационно-вычислительного центра стало обустройство в 1971 году на первом этаже здания Управления Приволжской железной дороги машинных залов. Инициатива принадлежала главному инженеру дороги Владимиру Цоканову. Залы были оснащены ЭВМ «Минск-32». С появлением собственной техники возникла потребность в новых специалистах, умеющих с нею обращаться. Ряды сотрудников пополнили математики Галина Пономарёва, Светлана Волкова, Наталья Барыбина. Работать на Приволжскую магистраль пришли электроники Александр Лалов, Георгий Кирилюк, Владимир Пашкин, Евгения Крамер. 

После ввода в эксплуатацию машинного зала была создана лаборатория вычислительной техники. Её возглавил Анатолий Сирик. Два года спустя на базе лаборатории образовался дорожный вычислительный центр. Соответствующий приказ был издан 1 июня 1973 года. С этой даты и принято вести отсчёт «возраста» Саратовского ИВЦ. 

Награда всесоюзного значения

Первым руководителем нового структурного подразделения стал Валентин Скляров. В должности его заместителя трудился Анатолий Заседателев. Главным инженером назначили Александра Лалова. Математический отдел центра возглавил Анатолий Сирик, отдел связи – Раиса Журевич. 

С созданием вычислительного центра специалисты перешли на круглосуточный режим работы. Сменные инженеры и операторы трудились и днём и ночью, чтобы своевременно выдать оперативную информацию для руководителей дороги и передать её в Москву сотрудникам Главного вычислительного центра. 

Разработки ИВЦ Приволжской магистрали были показаны на Выставке достижений народного хозяйства СССР. Специалисты центра демонстрировали решения в области планирования перевозок грузов, простоя вагонов на подъездных путях. Проект, позволяющий спрогнозировать объём пассажиропотока, завоевал бронзовую медаль.

Важным этапом в развитии центра стал период с 1979 по 1982 год. В это время на дороге решалась задача ИОММ (интегрированная обработка маршрута машиниста). В промышленную эксплуатацию на ЭВМ «Минск-32» она была запущена в ноябре 1982-го. 

В 1981 году на магистрали ввели диалоговую информационную систему контроля оперативной работы (ДИСКОР). Параллельно шла подготовка к внедрению автоматизированной системы оперативного управления производством (АСОУП). Началась эксплуатация системы ЕК ИОДВ (интегрированная обработка дорожной ведомости), в которой учитывалась информация по прибытию груза и его отправлению.

На восьмидесятые годы пришлось ещё одно важное событие в истории вычислительного центра. Предприятие переехало в отдельное здание. Его строительство стартовало в 1983 году под руководством главного инженера Вадима Алексеева, а новоселье сотрудники отметили в августе 1986-го. 

Компьютер на каждое рабочее место

В 1993 году на должность начальника информационно-вычислительного центра заступил Анатолий Крючков. С его назначением в развитии предприятия произошёл качественный прорыв. Был возраждён отдел разработчиков, куда пришли молодые выпускники Саратовского государственного университета. Претворяя в жизнь новые принципы написания программ, специалисты ИВЦ создали технологию и программное обеспечение АРМ «ТехПД», которые построены на многотерминальных UNIX-системах и СУБД INTERBASE. Работа подразумевала принцип законченного цикла с ведением всех исходных документов, лицевых счетов, выдачей отчётных и платёжных документов непосредственно в «ТехПД» на основе полной информации, содержащейся в базе данных и идентичных справочниках ЕК ИОДВ.

– Ни на одной магистрали в тот период сетевые технологии не развивались так быстро и не распространялись так массово, как это происходило на Приволжской, – вспоминает Анатолий Никифорович. – Многие разработки были применены впервые на сети российских железных дорог. 

Сейчас важность развития цифровых технологий никто не ставит под сомнение, но в 90-х, на заре эры персональных ЭВМ, перспективность разработок информационно-вычислительного центра следовало доказывать. Анатолий Крючков регулярно командировался в Москву, чтобы обосновывать высшему руководству необходимость вложения средств в сетевые технологии. Впрочем, выезжать приходилось не только в столицу, но и на линейные предприятия.

– И я лично, и мои коллеги постоянно посещали депо и станции, обучали сотрудников азам компьютерной грамотности, – рассказывает бывший начальник Саратовского ИВЦ. – Это сейчас с компьютером умеют обращаться даже малые дети, а в те времена на него смотрели как на что-то диковинное.

С 1996 года началось планомерное внедрение разнообразных АРМов, охватывающих практически все направления деятельности. Автоматизированные системы становились неотъемлемой частью процесса производства.

В 2007-м ИВЦ Приволжской железной дороги был преобразован в структурное подразделение Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД». 

Взгляд в будущее

У руля центра Анатолий Крючков, как и его предшественник Валентин Скляров, стоял более двадцати лет. В 2016-м на должность начальника предприятия заступил Антон Торгашов. 

– Перед коллективом по-прежнему стоят задачи эксплуатации ИТ-инфраструктуры на полигоне дороги с поддержанием высокого уровня обслуживания, но уже с учётом процессного подхода в управлении, – отмечает Антон Владимирович. – Новые тренды в организации деятельности Главного вычислительного центра как филиала компании отражаются и на деятельности Саратовского ИВЦ. Применяется экстерриториальный принцип технологического сопровождения работы пользователей в информационных системах ОАО «РЖД». На базе Саратовского ИВЦ созданы центр компетенции базовых сервисов и центр компетенции по взаимодействию с ОСК «ИнфоТранс», а также площадка контакт-центра единой службы поддержки пользователей

Большой объём работы ложится на плечи сотрудников производственного отдела.

– Мы на постоянной основе сопровождаем работу автоматизированной системы оперативного управления перевозками, формируем отчёты для руководителей дороги и дирекций. Под контролем начальника комплексной смены наши специалисты круглосуточно осуществляют технологическую и информационную поддержку пользователей, – комментирует начальник производственного отдела Саратовского ИВЦ Елена Дёмина.

Особое внимание уделяется развитию систем управления финансовыми и трудовыми ресурсами компании.

– Одно из наиболее актуальных в настоящее время направлений в работе – это внедрение на предприятиях полигона Приволжской магистрали юридически значимого электронного документооборота, – поясняет начальник отдела автоматизированных систем управления финансами и ресурсами Ирина Лукьянова.

Идёт процесс автоматизации управления инфраструктурой, призванный обеспечить высокое качество текущего содержания сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта.

– Развитие автоматизированных систем продолжается. За последние полтора года создано семь новых функциональных возможностей. В 2018-м появятся ещё две. Одна из них призвана повысить качество проведения ежемесячных комиссионных осмотров станций, – поделился планами начальник отдела автоматизированных систем управления инфраструктурой железнодорожного транспорта Игорь Денисенко.

Значительная роль отводится вопросам защиты информации. Работа в данном направлении позволяет справляться с кибератаками. Последний случай вирусной активности в мае 2017 года показал успешность системного подхода, не давшего нарушить эксплуатацию информационных систем аппаратно-программного комплекса площадки Саратовского ИВЦ.

– Антивирусные программы установлены почти на всех компьютерах, которыми пользуются приволжане. Охват рабочих компьютеров системами оценки защищённости тоже близок к стопроцентному. По этому показателю мы находимся в лидерах на сети, – подчеркивает начальник отдела контроля и эксплуатации средств защиты информации Сергей Родионов.

Реализация дорожной карты исполнения отраслевого проекта «Цифровая железная дорога» ставит в ближайшей перспективе перед ИВЦ задачи по развитию и более широкому применению в перевозочном процессе железнодорожного транспорта технологии интернета вещей, беспроводных сетей связи, мобильных устройств с учётом обеспечения кибербезопасности. Впереди ещё много работы, но коллектив центра готов ко всем сложностям.

– Наши сотрудники обладают необходимыми знаниями, квалификацией, опытом и прилагают все силы, чтобы справляться со стоящими перед нами вызовами, – резюмировал Антон Торгашов.

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30