25 сентября 2018 04:13
фото: Инна Куценко

Покорение «Эльбруса»

Современные технологии упрощают работу движенцев и экономят ресурсы на тягу поездов

Тиражирование аппаратно-программного комплекса «Эльбрус» продолжается. В 2018 году система построения прогнозных суточных энергосберегающих графиков движения поездов охватила практически весь полигон Приволжской железной дороги.
Для приволжан знакомство с АПК «Эльбрус» началось в 2016-м с подключения участков главного хода от Громово (стык с Куйбышевской) до станции Морозовская (стык с Северо-Кавказской). В 2017-м внедрение продолжилось в Саратовском регионе и охватило участок Трофимовский-1 – Благодатка (стык с Юго-Восточной) и направление Сенная – Пугачёвск – Чагра.

В 2018-м осваиваются новые участки и возможности системы. В начале апреля разработчики АПК «Эльбрус» произвели настройку направлений Максим Горький – Котельниково, Дуплятка – Колоцкий, а также Красный Кут – Верхний Баскунчак – Волжский, включая весь Волгоградский узел. В Саратовском территориальном управлении тиражирование системы затронуло участок Ершов – Пугачёвск – Новоперелюбская. Теперь два указанных региона охвачены практически полностью.

АПК «Эльбрус» применяется не только на Приволжской железной дороге, но и на всей сети. Внедрение начиналось с Восточного полигона российских железных дорог. Там он успешно зарекомендовал себя как один из ключевых инструментов повышения эффективности перевозочного процесса. Система улучшает взаимодействие на междорожных стыках и учитывает интересы целого полигона, а не отдельно взятой магистрали. В век полигонных технологий её значимость невозможно переоценить.  

– Аппаратно-программный комплекс развивается параллельно с полигонными технологиями и способствует сокращению проблем, возникающих на междорожных стыках, – поясняет начальник отдела информационных технологий и автоматизированных систем управления Приволжской дирекции управления движением Дмитрий Родин. – В перспективе АПК «Эльбрус» охватит всю сеть. Оставшиеся участки будут подключены в 2019–2020 годах. Сделать это быстрее не получится из-за большой протяжённости сети дорог ОАО «РЖД».

Учитывать время, перегонную скорость, количество станционных путей, топологию магистрали и многое другое автоматизированная система умеет даже лучше, чем человек. При этом «железо» не претендует на роль движенцев, занимающихся планированием, а лишь показывает наиболее оптимальные с точки зрения энергоэффективности расписания. Ведь когда в нормативный график движения поездов вклиниваются «окно» или другая неожиданность, причастные железнодорожники должны в оперативном порядке подстроить движение поездов под новые реалии. Как это сделать с наименьшими временными и материальными потерями – подскажет АПК «Эльбрус».

Система предназначена для автоматизированного формирования суточного вариантного графика движения грузовых составов. Она учитывает расписание пассажирских поездов, установленные ограничения скорости и технологические «окна». Это особенно актуально в сезон путевых работ и массовых летних пассажирских перевозок.

Функциональные возможности системы предусматривают расчёт и построение суточных прогнозных графиков движения на основе имитационного моделирования движения составов, синхронизацию с соседними магистралями и другими АСУ. Наподобие шахматного симулятора, просчитывающего за секунду сотни ходов и комбинаций, «Эльбрус» определяет лучшие способы продвижения поездопотока. 

На нашей дороге основные пользователи АПК работают в отделе предоставления «окон» и взаимодействия с инфраструктурой Приволжской дирекции управления движением. За корректировку расписания в Волгоградском и Астраханском регионах (с учётом согласованных «окон») отвечает ведущий инженер по разработке вариантных графиков Лариса Подобрий, а в Саратовском – её коллега Нэлли Борисенко-Журбенко. 

– На нас лежит большая ответственность, – признаётся Нэлли Халимовна. – На основании информации, взятой из автоматизированной системы планирования и контроля выполнения технологических «окон», мы вносим изменения в нормативный график движения грузовых поездов. Корректировать расписание пассажирских поездов мы не имеем права, так как время отправления и прибытия, указанное в билетах и содержащееся в нормативных документах, должно оставаться неизменным. 

Специалисты заносят информацию об «окнах» в АПК, после чего начинают корректировать график движения составов по отдельно взятому участку. Интерфейс «Эльбруса» напоминает основную автоматизированную систему движенцев – ГИД «Урал-ВНИИЖТ»: станции, расположенные на рассматриваемом направлении, приведены в столбце слева, а время прибытия и отправления поездов – в горизонтальной строчке внизу экрана. Через точки пересечения двух осей проведены линии, именуемые в профессиональной среде нитками графика. Их отклонение в любую сторону сопровождается приказами, которыми руководствуются поездные диспетчеры и причастные железнодорожники. Новые графики планируются и утверждаются за двое суток. В частности, 13 апреля информация об «окнах» заставила внести коррективы в график на 16 апреля. В этот день ремонтные работы были намечены, в частности, на участке Сенная – Петров Вал. 

– Например, в 17:10 начнётся большое «окно» неподалёку от междорожного стыка с Куйбышевской железной дорогой, – информирует ведущий инженер по разработке вариантных графиков. –  Соответственно, грузовые поезда пройдут либо до, либо после указанного времени. Всё это нужно успеть согласовать с руководством и коллегами с соседних магистралей.

Данные из АПК «Эльбрус» синхронизируются с системой ГИД «Урал-ВНИИЖТ», отображающей оперативную поездную обстановку на любом участке железной дороги. В результате последних дополнений здесь стали отображаться все запланированные «окна» и «нитки», просчитанные «Эльбрусом». Для синхронизации двух систем достаточно кликнуть мышкой по соответствующей иконке.
– Раньше информация об «окнах» составлялась и передавалась исполнителям в бумажном формате, – вспоминает Нэлли Борисенко-Журбенко. – Поездные диспетчеры должны были сверять наши данные с информацией, отображаемой в ГИД «Урал-ВНИИЖТ». Теперь многие операции автоматизированы, но загруженность у нас всё равно большая.

Наряду с упрощением процесса построения графика немаловажное преимущество аппаратно-программного комплекса – экономический эффект. Он достигается в результате движения поездов по энергооптимальному расписанию. За время эксплуатации АПК на Приволжской железной дороге достигнута значительная экономия в дизельной и электротяге. Если учесть, что тиражирование системы набирает обороты, в перспективе положительный эффект станет еще существеннее.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30