22 октября 2018 22:07
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Елена Авдеева

С наименьшими потерями

Проекты бережливого производства повышают эффективность работы структурных подразделений Приволжской дирекции по тепловодоснабжению

С начала года в подразделениях Приволжской ДТВ реализовано шесть проектов бережливого производства с общим экономическим эффектом 2,4 миллиона рублей. Сберечь большую часть этих средств позволяет внедрение трёх нововведений в Астраханском, Волгоградском и Саратовском территориальных участках дирекции.
Не по рельсам, а по трубам

Упростить доставку питьевой воды на станциях Кайсацкая, Лепехинская, Зензели, Гмелинская и Линейная удалось в результате подключения постов ЭЦ к централизованному водоснабжению. Раньше запасы жидкости на указанных объектах пополнялись раз в месяц, когда прибывал водяной поезд. Теперь же вода в кранах есть всегда и в любом количестве.

– Привозное водоснабжение организовано на станциях Приволжской магистрали, где отсутствует подключение к централизованным системам. Большинство их расположено в Астраханском регионе. Доставка осуществляется водяным поездом, состоящим из нескольких цистерн, – рассказывает главный механик Астраханского территориального участка Приволжской ДТВ Валерий Диордиев. – Цистерны заправляются на месте постоянной дислокации водяного поезда – станции Астрахань-2. Оттуда состав отправляется в южном, северном и западном направлениях, доезжая до станций Заплавное, Олейниково, Усатовский и остановочного пункта Верхний Баскунчак. 

На указанных участках находится несколько десятков станций, не имеющих доступа к централизованному водоснабжению. До реализации проекта «турне» водяного поезда каждый месяц занимало порядка 80 часов. После подключения пяти вышеуказанных постов ЭЦ к муниципальным сетям время уменьшилось на 10 процентов. Таким образом за 12 месяцев будет экономиться порядка 96 локомотиво-часов. В результате сокращения эксплуатационных расходов и перераспределения обязанностей между проводниками водяного поезда и экипировщиками годовой  экономический эффект составит 700 тысяч рублей. 

– Стоимость одного кубометра питьевой воды, доставляемого по железной дороге, значительно выше поступающего из централизованных систем водоснабжения, – подчеркивает Валерий Диордиев. – Поэтому все затраты на реализацию проекта, а это чуть больше 53 тысяч рублей, окупятся быстро.

Сегодня на Приволжской магистрали рассматривается возможность подключения других станций к централизованному водоснабжению. Поэтому в перспективе работы у водяного поезда будет ещё меньше. 

Продлить жизнь котлу

Эффективно бороться с накипью и прочими отложениями, возникающими в процессе эксплуатации котлоагрегатов, позволит проект волгоградских тепловиков, реализованный в прошлом месяце в котельной ТЧ-4 станции имени Максима Горького.

Смысл нововведения заключается в применении электромагнитного импульсатора УСОН-1. Он очищает поверхности от трудновыводимых наслоений и препятствует их повторному образованию. Импульсатор работает по другим принципам, нежели порошок, воздействующий на нагревательные элементы стиральных машин.

– С помощью датчиков, установленных на трубопроводе котла ДЕ 10-14ГМ, прибор излучает ультразвуковые волны. Они препятствуют образованию отложений на внутренних поверхностях котлоагрегата, – поясняет главный механик Волгоградского территориального участка Приволжской ДТВ Евгений Черваков. – Устройство работает непрерывно. Оно воздействует на очищаемую поверхность переменным полем, тем самым способствуя отслоению накипи от металла. 

До реализации проекта ежегодное обслуживание котла занимало более 78 часов. При этом на очистку внутренних поверхностей от накипи уходили сутки, а теперь работы по очистке стенок металла от отложений производятся автоматически во время работы котлоагрегата. Всё, что требуется слесарю-ремонтнику, – это продуть оборудование. Накипь и шлам удалятся из котла через нижние точки коллектора.  Такой подход позволяет экономить не только трудовые, но и финансовые ресурсы. Ведь, помимо ускорения процесса чистки и высвобождения нескольких рабочих рук, применение импульсатора повышает срок и эффективность эксплуатации котла и снижает расход топлива на 10 процентов. 

– Чем меньше накипи образуется на внутренних поверхностях котла, тем эффективнее он работает, – продолжает Евгений Черваков. – Соответственно, требуемая температура будет поддерживаться с меньшим расходом топлива. Тем самым увеличивается теплообмен и КПД теплоагрегата.

Комплект оборудования стоит немногим более 20 тысяч рублей, а годовой экономический эффект от его применения на одном котле превышает 665 тысяч рублей. Учитывая высокую степень окупаемости, проект волгоградцев планируют тиражировать по всей дороге.

Спасение от коррозии

Отличным дополнением к предыдущему проекту стала разработка сотрудников Саратовского территориального участка Приволжской ДТВ. Она также нацелена на продление срока службы котлов. Члены рабочей группы нашли эффективный способ борьбы с коррозией, поражающей поверхности нагрева котла. На этот раз на помощь железнодорожникам пришли знания из области химии.

– Дымовые газы с содержанием оксида серы, возникающие в процессе сжигания мазута, взаимодействуют с конденсатом. В результате образуется агрессивная среда – серная кислота, способствующая развитию коррозии, – объясняет технолог по тепловодоснабжению Дмитрий Захаров. – Авторы проекта предложили загрузить в топку негашеный известняк, превращающий оксид серы в сухой порошок. Частично продукт химической реакции удаляется вместе с дымовыми газами, а также при обдувке поверхности нагрева экономайзера.

Внедрение проекта в котельной ТЧ-14 станции Анисовка позволило снизить интенсивность коррозии на 60 процентов, значительно продлить срок службы оборудования и сократить расходы на ремонт. За счёт уменьшения коррозийного слоя на поверхностях нагрева и увеличения конвекции достигается трёхпроцентная экономия топлива. В денежном выражении годовая экономия превышает 370 тысяч рублей. Трудозатраты на устранение дефектов оборудования сокращаются почти на треть. Это позволяет задействовать слесарей в других работах, например связанных с текущим ремонтом котельных. 

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30