21 апреля 2018 22:40
фото: Денис Селивёров

Перебои больше не страшны

На Приволжской железной дороге включена первая современная установка электропитания устройств автоматики типа УЭП-15р

Безотказная работа автоматизированных систем, управляющих движением поездов, во многом зависит от качества электропитания. Именно поэтому эсцебисты Приволжской магистрали проводят системные мероприятия по внедрению на постах электрической централизации высоконадёжных питающих установок нового поколения.
Эксплуатационники Петроввальской дистанции СЦБ Волгоградского региона первыми получили современную питающую установку типа УЭП-15р. На станции Иловля-1 сотрудники ЗАО «АТИС» вместе с железнодорожниками отрегулировали её и включили в пробную холостую работу. Через несколько недель, после утверждения необходимой документации и успешных испытаний, специалисты дистанции самостоятельно ввели новую питающую установку в постоянную эксплуатацию. Для этого эсцебистам потребовалось четырёхчасовое технологическое «окно» с выключением из действия устройств электрической централизации на станции Иловля-1.

– Эта установка с современной коммутационной и защитной аппаратурой предназначена для питания электрической централизации именно таких небольших станций, как Иловля-1, с количеством стрелок до пятнадцати штук, – пояснил начальник арчединского производственного участка СЦБ Сергей Снеговской.

Действовавшие здесь прежде питающие панели эксплуатировались с середины 70-х годов прошлого века. Морально и технически устаревшие, они требовали повышенного внимания электромехаников СЦБ. Случались и отказы в работе. А ведь станция Иловля-1 находится на участке Волгоград – Поворино, где следуют все пассажирские поезда направлением на Москву и Санкт-Петербург. 

В комплексе УЭП-15р три унифицированные вводные панели: две для раздельного подключения первого и второго независимых фидеров электроснабжения, одна – для включения резервного дизель-генератора. Электронные приборы четвёртой панели типа ПВРМ формируют необходимые полюсы переменного и постоянного напряжения для электропитания станционных объектов управления: двигателей стрелочных электроприводов, ламп светофоров, приборов рельсовых цепей, пульт-табло дежурного по станции, релейной аппаратуры. 

Во всех панелях полностью исключены ненадёжные плавкие предохранители. Защищают ответственные электрические цепи современные автоматические выключатели с возможностью проконтролировать их срабатывание в общей схеме контроля перегорания предохранителей станционной системы ЭЦ. Для измерения электрических величин здесь применяются встроенные в передние дверцы цифровые измерительные приборы.

– Очень важная функция установки осуществляется собственным устройством бесперебойного питания ИБП «Штиль». Это гарантирует не только устойчивую работу систем СЦБ, но и высокий уровень безопасности движения поездов, – отметил Сергей Снеговской.

Дело в том, что благодаря «Штилю» в момент переключения питания с одного фидера на другой сохраняется разрешающее показание не только на открытых поездных светофорах, но и на маневровых сигналах. Теперь устройствам автоматики станции Иловля-1 не страшны никакие просадки и перекосы напряжения в системе внешнего электроснабжения. При этом в случае отключения даже обоих фидеров электроснабжения станция до восьми часов сможет работать на аккумуляторах ИБП. Начальник участка Снеговской подчеркнул: подключение бесперебойника в общую схему системы электропитания выполнено таким образом, что при неисправности он легко выводится из схемы нажатием специальной кнопки «Обход ИБП». 

Новая установка удобна в обслуживании, так как всё оборудование расположено на передней стороне четырёх панелей. Здесь же в специальных защитных коробах уложены монтажные провода внутренней коммутации. Такая конструкция позволила установить УЭП-15р на посту ЭЦ у стены и освободить дополнительное пространство в релейном помещении для электромехаников.  

– К новшествам можно отнести и наличие отдельного щита аварийного отключения УЭП-15р, установленного на рабочем месте дежурного по станции Иловля-1, – сообщил мой собеседник. – Теперь он при необходимости может самостоятельно отключить питание поста ЭЦ и не ждать прибытия электромеханика СЦБ. 

На этом же щите имеется светодиодная световая индикация. Она включается при возникновении соответствующих неисправностей в работе установки электропитания. 

В завершение разговора Сергей Снеговской отдельно отметил старшего электромеханика Андрея Ведякина, электромехаников Романа Грибова и Сергея Лебедева, которые принимали активное участие во всех комплексных работах по внедрению новой установки электропитания.

Денис Селивёров