11 декабря 2018 00:31
фото: Инна Куценко

Лучше один раз сделать

На Приволжской магистрали апробирована новая модель практического обучения железнодорожников

В 2018 году на учебно-тренировочном полигоне на станции Кокурино будут организованы занятия для 356 человек.
На безопасность движения поездов влияет множество факторов. Один из ключевых – человеческий.

– Мы проанализировали распределение отказов технических средств первой и второй категории по человеческому фактору. Обнаружилось, что из 257 отказов свыше половины связано с действиями работников службы автоматики и телемеханики. Если говорить точнее, большая часть ошибок допущена электромеханиками и старшими электромеханиками дистанций сигнализации, централизации и блокировки, – рассказал заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Воротнёв. 

Чаще всего нарушения допускали сотрудники со стажем работы от десяти до пятнадцати лет. Самоуверенность подчас играла с такими специалистами злую шутку и оборачивалась серьёзными неприятностями. Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, молодые инженеры дистанций сигнализации, централизации и блокировки организовали мозговой штурм. Были определены компетенции, работу над которыми предстояло усилить, и создана программа учебно-тренировочных мероприятий, предусматривающая закрепление навыков на практике. 

Для электромехаников на базе Саратовского техникума железнодорожного транспорта организовали теоретические занятия с отрывом от производства. А вот отрабатывать практические навыки сотрудникам дистанций пришлось уже в «боевых» условиях. Дежурный по станции Кокурино в рамках учебной программы ставил перед старшими электромеханиками и электромеханиками конкретную задачу. Выполнить её следовало в ограниченный промежуток времени, ведь сзади приближался пассажирский поезд. Конечно же, приближался условно, однако задачи перед эсцебистами стояли реальные. 

– Попадая на полигон, люди, проработавшие в дистанциях СЦБ не один год, зачастую выглядели растерянными. Вроде бы знают, что нужно делать, а вот как – не всегда понятно. В каждом конкретном случае мы разбирали допущенные ошибки и закрепляли необходимые навыки, – рассказал мастер производственного обучения Саратовского подразделения Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций Денис Ивачёв.

Работа на полигоне в Кокурино быстро дала положительный эффект. В 2017-м в результате обучения 114 электромехаников с отрывом от производства количество отказов технических средств уменьшилось в полтора раза по сравнению с 2016 годом.

На достигнутых успехах сотрудники службы управления персоналом не остановились и продолжили выяснять, у представителей каких профессий есть проблемы. В частности, в Приволжской дирекции тяги фиксировались случаи проезда на запрещающий сигнал. Допускались нарушения в порядке взаимодействия с дежурными по станции. 

Сегодня для тех, кто решил освоить управление локомотивом, организуются теоретические занятия в учебном центре, включающие упражнения на тренажёрах. После прохождения курса будущие машинисты отправляются на производственное обучение, где значительная часть времени отводится слесарной практике. Затем следует практика в качестве дублёра машиниста. Её суть сводится к тому, что дублёр сидит у машиниста за спиной и никаких действий не выполняет. Он занят исключительно наблюдением за работой профессионала. Делать что-либо практиканту запрещено нормативной документацией. 

Проект, подготовленный на Приволжской магистрали, предлагает видоизменить существующую модель обучения и выделить из отведённого на практику времени часы для отработки навыка управления одиночным локомотивом на учебно-тренировочном полигоне в Кокурино. 

– Мы согласовали проект в Департаменте управления персоналом, в Центральной дирекции управления движением и в Центральной дирекции тяги. Для проведения занятий на станции Кокурино нам выделили шестой путь, – сообщил Александр Воротнёв.

Первая группа из двадцати человек прошла занятия за пять дней. Ежедневно четверо обучающихся выезжали на полигон на локомотиве вместе с действующей бригадой, а остальные участники группы в это время проходили слесарную практику. Таким образом, за одну рабочую неделю каждый из будущих машинистов смог закрепить практические навыки в реальных условиях. Занятия проводились при участии машиниста-инструктора, который контролировал ситуацию. Успешность выполнения заданий оценивалась по чек-листам. После того как все упражнения были отработаны, локомотив возвращался в депо, где будущие машинисты получали обратную связь.

В ходе занятий на полигоне выполнялись четыре упражнения: подготовка тепловоза к работе, приведение его в движение и остановка у заданного места, регламент взаимодействия с дежурным по станции, смена кабин управления. 

Дежурные по станции при маневровых передвижениях провоцировали машинистов на неправильные действия. И многие на это поддавались, допуская проезд на запрещающий сигнал. Как показывает статистика, из 42 участников сразу справиться с заданием смогли только десять. С первой попытки привести тепловоз в движение и остановиться у заданного места без ошибок удалось 18 будущим машинистам. С подготовкой локомотива к работе большинство участников проекта справилось с ходу, однако у шестнадцати обучающихся возникли сложности. Единственным упражнением, при выполнении которого никто не ошибся, стала смена кабин управления.

– Конечно же, занятия на тренажёрах позволяют получить представление о том, какие действия и в какой последовательности должен выполнять машинист. Но полностью заменить локомотив тренажёр не в состоянии, – отметил помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Ершов Асылхан Муфтуллин, один из успешно прошедших практическое занятие в Кокурино. – Ощущения в кабине настоящего тепловоза совсем другие. Мне было важно отработать приведение локомотива в движение на полигоне, чтобы не допускать ошибок в ходе работы.

О результативности практических занятий при подготовке машинистов свидетельствует и то обстоятельство, что с каждым повтором упражнения успешность его выполнения неуклонно повышается. Отработка навыков действия в нестандартных ситуациях снижает количество событий, произошедших из-за человеческого фактора.

В прошлом году практические занятия на полигоне проводились с электромеханиками СЦБ и машинистами, но есть множество других профессий, обучение которым можно организовать в Кокурино.

– В этом году мы планируем обучить 356 человек: 57 машинистов электровоза, 39 составителей поездов, 50 бригадиров пути, 77 машинистов тепловоза, 40 контролёров состояния пути и 93 электромеханика СЦБ. Сейчас сформированы учебные планы, – пояснила начальник службы управления персоналом Приволжской железной дороги Галина Тацкая. 

В перспективе в Кокурино возможно появление мультипрофессионального полигона, который позволит организовывать одновременное обучение по множеству специальностей с отработкой взаимодействия участников перевозочного процесса. 

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31