15 августа 2018 17:49
фото: Екатерина Кобзева

Поиграли в бережливость

Важный семинар в креативном формате провели для начальников станций в Астраханском центре организации работы железнодорожных станций.
Блокноты из отработанной бумаги, деловые игры и наглядные презентации – всё это использовали руководители Астраханского ДЦС, чтобы активизировать деятельность линейных предприятий в области бережливого производства. Семичасовое обучение состоялось 18 января.

– Основная цель семинара по бережливому производству – донести до наших работников важность подобной деятельности, разобрать ключевые понятия и методы, – подчеркнул начальник Астраханского ДЦС Алексей Сотников. – Причём сделано это было не форме монотонных докладов, а в ходе живого диалога, а часть материалов по теме в виде презентаций подготовили сами начальники станций. В сентябре я находился на обучении в корпоративном университете в Щербинке и посчитал, что обязан поделиться с коллегами полученной от компании информацией.

Во вступительном слове руководитель сообщил собравшимся, для чего необходимо внедрять проекты бережливого производства, и привёл наиболее интересные примеры успешного воплощения инженерной мысли в ОАО «РЖД». К слову, в Астраханском ДЦС тоже внедрено немало проектов. Один из самых значимых – мультифункциональный, в котором участвовали движенцы и локомотивщики, – касается преобразования двух контрольных постов на станциях Верхний Баскунчак и Астрахань-2 в Единый центр электронной выдачи предупреждений. 

Об истории развития бережливого производства, таких важных понятиях, как «ценность», «потери и их виды», с движенцами побеседовал заместитель начальника Астраханского ДЦС Анатолий Мисяк. То, что беречь ресурсы можно и нужно, выполняя даже самую обыденную, будничную работу, руководитель показал на простом примере. Всем участникам семинара были розданы блокноты, переплетённые из... листочков-черновиков. В процессе обсуждения возможных резервов для экономии подавали предложения уже сами начальники станций. 

Так, Данил Капустин (Астрахань-2) подробно рассказал коллегам о стандартизации и картировании потока ценностей на примере изменения технологии технического обслуживания вагонов транзитного потока с переработкой, итогом которого стало уменьшения простоя по прибытии. Данил Владимирович также напомнил о технологии создания эффективного рабочего места 5С. Из презентации руководителя крупнейшей в Астраханском регионе грузовой станции железнодорожники узнали о понятии «рoka-yoka», то есть «защита от ошибок». В условиях производства эти методы не позволяют операторам на конвейере допускать пропуски деталей, их установку «неправильной» стороной и другие оплошности, которые принято объяснять человеческим фактором. На станциях, как выяснилось, тоже применяют рoka-yoka. К примеру, на пульте у дежурного по станции сигнал не откроется на занятый путь, а стрелочный перевод в маршруте не будет выполнен ввиду его занятости.

Настоящим мастер-классом по бережливому производству и командной работе стала деловая игра по производству... автомобилей из обычной бумаги с помощью ножниц, клея и маркеров. Участники разделились на две команды и на время стали машиностроителями. У «клиента», роль которого досталась Алексею Сотникову, «производители» приобрели за 500 евро сырьё и комплектующие для автомобиля. Заказ был ограничен сроками: сначала на изготовление машины отводилось 30 минут, потом соответственно 20 и 10.

– За готовую, качественно выполненную модель клиент был готов заплатить 2 тысячи евро, дополнительные опции для автомобиля также награждались бонусом в сотню евро, – рассказал Анатолий Мисяк. – Однако за каждую минуту просрочки предусматривался штраф в сто евро, так что условия воплощения проекта были весьма приближены к реальности.

По словам руководителя, из десяти участников лишь трое руководителей станций первого класса проходили обучение по бережливому производству. И задачей семинара было восполнить этот пробел для остальных ДС. 

– Мы ожидаем, что обучение раскроет потенциал наших работников и нацелит их на минимизацию эксплуатационных расходов производственной деятельности при осуществлении перевозочного процесса, – резюмировал Анатолий Юрьевич. – Для нас, организаторов, это тоже был полезный опыт: мы разработали многочасовой семинар, применили бюджетный вариант для деловой игры и в то же время постарались максимально приблизиться к уровню обучения в корпоративном университете. 

По мнению участников семинара, поставленные цели были достигнуты. 

– Мы провели время максимально насыщенно и интересно, стиль семинара разительно отличался от других: в формате игры нам показали и объяснили основные принципы бережливого производства, – поделился впечатлениями начальник станции Ахтуба Александр Сергеев. – Раньше для меня лично это понятие сводилось к экономии бумаги. Но сейчас появились понимание глубины процессов и стремление применить «бережливые» идеи во всех направлениях производственной деятельности.  

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31