23 мая 2018 13:53
фото: Глеб Хрусталёв

Пусть всегда будет солнце

На станции Анисовка установлен первый на дороге стационарный рельсосмазыватель с солнечным модулем

Каждый день по железной дороге проходит множество поездов. Тысячи тонн ложатся на магистраль тяжёлой нагрузкой. На криволинейных и интенсивно эксплуатируемых участках пути долгосрочное негативное воздействие приводит к износу рельсов и необходимости их замены.
Проблема эта не нова. Для её решения железнодорожники много лет используют лубрикаторы. Их задача заключается в том, чтобы снизить трение между колесом и рельсом. Но, несмотря на общий принцип работы, устроены они могут быть по-разному.

Анисовка – один из крупнейших и значимых узлов на полигоне Приволжской магистрали. Здесь ежеминутно кипит работа. Потому неудивительно, что именно в Анисовской дистанции пути в конце минувшего года в рамках программы ресурсосбережения был установлен первый на дороге стационарный рельсосмазыватель типа РСЛ с насосной станцией и солнечными панелями. Устройство предназначено для дозированного нанесения смазочного материала на боковую рабочую грань головки рельса. Это уменьшает силу сопротивления движению при прохождении железнодорожными составами участков кривых и стрелочных переводов.

– Рельсосмазыватель типа РСЛ имеет ряд конструктивных особенностей, которые выгодно отличают его от широко распространённых на сети рельсосмазывателей типа СПР, – рассказал начальник сектора механизации службы пути Приволжской дирекции инфраструктуры Василий Васильев. – Прежде всего, существенно увеличен диапазон рабочего давления в устройствах подачи смазки. Если в рельсосмазывателях типа СПР этот показатель составляет от пяти до десяти атмосфер, то в рельсосмазывателях типа РСЛ давление может достигать 350 атмосфер.

Добиться таких значений стало возможным за счёт использования в рельсосмазывателе насосной станции. Она включает плунжерный насос с электроприводом. Для его питания требуется напряжение в 24 вольта. 

– Применение в изделии насосной станции высокого давления обеспечивает высокую степень надёжности подачи смазочного материала, – отметил главный инженер Анисовской дистанции пути Максим Куликов. – Если раньше бывали ситуации, когда при сильных холодах смазка замерзала и мощности насоса не хватало для её подачи, то с новым рельсосмазывателем эта проблема решена. Каким бы крепким ни был мороз, всё сработает безупречно.

Электропитание рельсосмазывателя производится от аккумуляторных батарей общей ёмкостью не менее 100 ампер-часов и солнечного модуля, мощность которого не менее 200 ватт.

– Использование солнечной энергии позволяет экономить. Даже если день выдаётся пасмурным, солнечного света оказывается вполне достаточно для того, чтобы зарядить аккумулятор, – подчеркнул Максим Сергеевич.

Стоит отметить, что разработчики оборудования преду-смотрели разные ситуации. Если по какой-либо причине солнечная панель выйдет из строя, на работоспособности рельсосмазывателя это не отразится. Решается проблема очень просто: его можно подключить к внешнему источнику питания, который снабжает другие станционные устройства. 

Важная техническая характеристика рельсосмазывателя заключается в возможности настройки подачи смазки. Её частота определяется количеством пропущенных осей. При прохождении через специальный датчик все оси подсчитываются системой, и последняя срабатывает на какую-то определённую ось по счёту (параметры задаются настройкой). Такой принцип работы рельсосмазывателя позволяет обеспечить оптимальный уровень расхода смазочного материала.

Смазка подаётся на боковую поверхность головки рельса через две пластины, на каждой из которых имеется двенадцать каналов. Объём смазки в одном выбросе составляет 0,6 кубического сантиметра. Забор смазочного материала осуществляется непосредственно из тары завода-изготовителя. С этой целью сконструировано специальное устройство, позволяющее закрепить плунжерный насос прямо на ёмкости и обеспечить полное использование смазочного материала. 

Следует сказать, что электронный интерфейс рельсосмазывателя РСЛ заметно улучшен благодаря применению в блоке управления жидкокристаллического экрана и удобной клавиатуры. Шкаф рельсосмазывателя обеспечен термоизолирующим материалом, имеет нагревательные элементы с автоматически настраиваемым включением/выключением. На случай проведения работ в тёмное время суток шкаф оснащён внутренним освещением. Конструкция нового рельсосмазывателя эргономична и максимально информативна. Все необходимые настройки оборудования находятся в зоне непосредственного доступа на лицевой панели.

– Особенности и эксплуатационные характеристики рельсосмазывателя типа РСЛ позволяют при техническом обслуживании оборудования исключить операции по замене или подзарядке элементов электропитания, а также применение сжатого воздуха для функционирования системы подачи смазки на головку рельса. Это значительно повышает надёжность работы оборудования, – резюмировал Василий Васильев.

Эксплуатационные свойства нового рельсосмазывателя важны, но куда важнее эффект, достигаемый благодаря его применению.

– Рельсосмазыватель, который мы использовали раньше, обеспечивал разнос смазки на расстояние, измеряемое десятками метров. Лучше, чем ничего, но все наши потребности это не удовлетворяло. Теперь картина иная. Смазочный материал разносится на расстояние порядка двух километров, покрывая протяжённые участки пути и стрелочные переводы, – подчеркнул главный инженер Анисовской дистанции пути. 

Глеб Хрусталёв
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31