22 января 2018 11:10
фото: Любовь Каретникова

Проводник в профессию

Составитель поездов на станции Волгоград-2 Владимир Конкин стал лучшим наставником Центральной дирекции управления движением

Составитель поездов с десятилетним стажем Владимир Конкин начал обучать новичков тонкостям профессии три с половиной года назад. До этого времени он не стремился стать наставником, не говоря уже о получении звания лучшего в Центральной дирекции. Но, как говорится, всё дело случая.
На тот момент на станции Волгоград-2 работали три составителя, которые соответствовали требованиям наставничества: стаж, опыт, профильное образование. Один из них уже руководил стажировкой вновь прибывшего сотрудника, другой был в отпуске. Оставался Владимир Конкин. От предложения руководства попробовать силы на новом поприще работник не отказался.

Появился вопрос – звони!

Первым учеником Конкина стал Виктор Гнатюк. Он приехал из Донецкой области, где трудился на железнодорожной грузовой станции. Поэтому объяснять азы взрослому и грамотному стажёру не пришлось. Владимир Конкин перешёл сразу к особенностям работы на станции Волгоград-2 с интенсивным движением пассажирских поездов, иной спецификой, другим регламентом. Виктор легко понимал учителя. После стажировки он успешно сдал экзамены и до сих пор работает в должности составителя. По оценке наставника, делает это на отлично. 

Как признаётся Владимир Леонидович, с последующими стажёрами было сложнее. Начинать приходилось со знакомства с железной дорогой на практике. Но и в этом случае обучение не затягивалось: две-три смены – и стажёр постигал работу станции. Проходило ещё немного времени, и от общих понятий наставник переходил к тонкостям профессии. Владимир помогал подопечным вникать в неё и набираться опыта.

– Для меня главное – чтобы мои стажёры после обучения хорошо трудились, – признаётся наш герой. – Они знают, что, если возникают вопросы, всегда можно мне позвонить. Я стараюсь помогать им чем могу. 

Впрочем, за советом к Конкину обращаются не только его стажёры, но и коллеги. 

Методы убеждения

Владимир Леонидович был наставником у четырёх стажёров. Иван Краснобородько – из их числа. После обучения на должность составителя поездов он уже полгода трудится на станции самостоятельно. 

– Это только кажется, что мы работаем с вагонами. На самом деле – с людьми. Мы несём ответственность, пока они едут в пассажирских поездах, – считает Иван. – Во время стажировки наставник доходчиво объяснял, с чем придётся сталкиваться в работе. Разногласий никогда не возникало. Я и сейчас спрашиваю у него, как сделать что-то лучше, быстрее. У Владимира Леонидовича на всё есть ответ.

Стажёры Конкина проходят учёбу и остаются в профессии. Они не покидают компанию, столкнувшись с трудностями и проблемами, а, наоборот, стремятся расти профессионально. Именно этим и определяется качество обучения.

В прошлом году Владимир участвовал в семинаре-тренинге наставников Приволжской дирекции управления движением. Организаторы сразу отметили Конкина. Он быстро усваивал информацию и стремился тут же на занятии применить полученные знания. По результатам мероприятия был номинирован на участие в ежегодном конкурсе «Лучший наставник Центральной дирекции управления движением». Кандидат достойно прошёл все этапы испытания, и ему присвоили почётное звание.

– Владимир грамотно ведёт беседу со стажёром, задаёт ему правильные вопросы, выясняя истинные причины проблем. Он умеет ставить задачи и возлагать ответственность на ученика, – рассказывает психолог Волгоградского ДЦС Зинаида Попова. – Конкин активно делился собственными методами наставничества, стилями общения и их эффективностью.  

– Каждый человек обладает уникальным характером. Нужно подстроиться под него, понять цели, желания и устремления. От этого зависит дальнейшая методика: с кем-то приходится быть жестче, с кем-то – лояльнее, а кому-то требуется только контроль, – отмечает лучший наставник Центральной дирекции.

Размышляя о качествах, которыми должен обладать наставник, Конкин во главу угла поставил уважение коллег в качестве грамотного специалиста. Затем – готовность взять ответственность за другого человека. Ведь работа составителя опасна, и это следует донести до стажёра. А также необходимы опыт и владение тонкостями профессии, которые наставник передаст ученику. 

Звенья одной цепи

На железную дорогу Конкин пришёл вслед за другом, составителем поездов станции Сарепта. Тот часто рассказывал, что работа интересная, зарплата стабильная, график удобный. В августе 2008-го Владимир устроился на станцию Волгоград-2 и попал в ученики к составителю поездов с двадцатилетним стажем. 

– У Сергея Геннадьевича Марочкина было много стажеров. Я в их числе, – с гордостью вспоминает Владимир Конкин. – Он до сих пор помогает мне в работе, даже уже находясь на заслуженном отдыхе. Спасибо ему за это и за переданные знания!

Сам Конкин в 2017-м подготовил к самостоятельной работе двоих стажёров. 

– Их хвалит руководство, и я ими доволен, – делится Владимир. – Если в этом году мне дадут новых учеников, буду очень рад.

Любовь Каретникова