23 января 2018 03:06
фото: Архив ВТЖТ

Практика в миниатюре

Студенты Волгоградского техникума железнодорожного транспорта представили макет «Ограждение места производства работ» на межрегиональной выставке научно-технического творчества «Дорога в будущее», которая состоялась 4-5 февраля на базе Ростовского государственного университета путей сообщения.
Разработка волгоградцев оказалась применима не только в образовательном процессе, но и на предприятиях железнодорожного транспорта для проверки знаний тружеников магистрали.

Как правильно оградить место производства путевых работ на двухпутном участке железной дороги, студенты-выпускники профильного учебного заведения должны знать назубок, не заглядывая в инструкции и правила технической эксплуатации. Для достижения этой цели и был создан макет «Ограждение места производства работ» – силами студентов Евгения Рогачёва и Василия Фастова под руководством преподавателей ВТЖТ Татьяны Бахтиной, Евгения Киянова и Светланы Литвиновой.

 Схему, изображённую на бумаге, запомнить достаточно сложно, – поясняет преподаватель специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» Светлана Литвинова. – Благодаря макету эту же информацию человек воспринимает не только визуально, но и тактильно. Кроме того, можно моментально проверить, насколько правильно усвоена информация. Если есть ошибка, макет оповестит об этом.

Что же представляет собой макет? Все его детали выполнены из пластика и цветной самоклеящейся бумаги. В основе лежит двухпутный участок железной дороги, на котором, по замыслу, должны быть проведены ремонтные работы. Для ограждения места производства имеются четыре комплекта функциональных предметов: жёлтые и красные знаки ограждения, петарды, свистки. И, конечно, сами сигналисты. Все эти элементы нужно расставить на макете в правильном порядке. Если порядок действий выполнен верно, то на табло загорится зелёная лампочка, если нет – красная. При этом сразу можно определить, в каком функциональном блоке допущена ошибка: на своих ли местах знаки, петарды, свистки или, быть может, неправильно расставлены «работники». За это отвечают электрические схемы.

– На создание макета у нас ушло около трёх месяцев. Когда модель была собрана, мы провели тестирование исправности работы электрических схем, – рассказывает Светлана Геннадьевна. – Мы стремимся к тому, чтобы студенты могли выставить ограждение при производстве работ на пути, не заглядывая в инструкции.

Макет уже используется на занятиях по ремонту пути и технической эксплуатации железнодорожного транспорта. Студенты оценили «ноу-хау» на практике.

В конкурсе научно-техничес-кого творчества «Дорога в будущее», где была представлена данная разработка, кроме представителей ВТЖТ – филиала РГУПС принимали участие студенты Волгоградского техникума водного транспорта, ученики МОУ «Лицей №1», школы-интерната № 7 ОАО «РЖД», воспитанники центров технического творчества и Приволжской детской железной дороги. Ребята продемонстрировали свои успехи в рационализаторской и изобретательной деятельности. 

Представленные работы оценивали руководители РГУПСа, железнодорожных предприятий, а также заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) Сергей Васильев. Эксперты обращали внимание на оригинальность замысла, самостоятельность студентов при его реализации, творческий подход, качество выполненных моделей и их презентаций. В результате макет «Ограждение места производства работ», направленный на повышение эффективности производства и улучшение безопасности движения, был удостоен первого места, а один из его авторов Евгений Рогачёв награждён сертификатом на получение целевого направления Приволжской железной дороги.

Начальник Волгоградской дистанции пути Денис Зайцев отметил практическую направленность макета и возможность его использования в подразделениях ОАО «РЖД», обеспечивающих сохранность пути и безопасность движения.

– В Ростове мы увидели множество интересных и ценных работ, авторы которых серьёзно подошли к воплощению своих идей. Теперь хотим модернизировать свой макет, добавив наглядность результата проверки знаний, который будет представлен в цифровом виде, – делится впечатлением четверокурсник Евгений Рогачёв. 

Чтобы теорию подкреплять практикой «в миниатюре», студенты под руководством преподавателей сами разрабатывают макеты и действующие модели. 

– В рамках научного студенческого общества «Истина» работает отдел технического творчества, – рассказывает старший методист ВТЖТ Наталия Данилова. – Так, в 2016 году студент четвёртого курса Виктор Ромашкин под руководством преподавателя Александра Николаевича Байбакова разработали макет «Демонстрация автоматизированной линии по очистке и обмывке колёсных пар», третьекурсник Вячеслав Баженов вместе с Евгением Борисовичем Кияновым создали модель «Дистанционное оповещение опасной зоны», а  студенты Иван Климов и Дмитрий  Вдовин с преподавателем Владимиром Фёдоровичем Ивановым сделали макет «Индикация цепей 5-проводной схемы управление стрелочным электроприводом». Всего за год было подготовлено порядка десяти работ. Кроме того, наши студенты впервые попробовали свои силы в так называемом интеллектуальном творчестве. Ими была разработана компьютерная программа, при помощи которой можно подготовить электронный отчёт по лабораторной работе. 

Занятия техническим творчеством – дополнительные для студентов. Проектированием, изобретательством занимаются самые замотивированные будущие железнодорожники, которым интересно функционирование стальной магистрали с точки зрения практики.

Любовь Каретникова