12 декабря 2018 08:11

Первые шаги – по рельсу

Об ауле железнодорожников Сумбатль в Дагестане рассказывает экспозиция музея на вокзале Дербент

Железная дорога дала профессию нескольким поколениям жителей аула, несмотря на то, что до ближайшей станции отсюда ехать не менее 3 часов.
Одно из центральных мест в экспозиции музея занимает макет единственного в мире памятника «Рельс», поставленного у горного аула Сумбатль. Копию изготовил потомственный путеец Николай Гипич. К слову, это один из двух необычных монументов Дагестана, не связанных с бытом горцев. Первый из них – «Космический корабль на старте», увековечивший подвиг единственного в Дагестане космонавта Мусы Манарова. Второй – «Рельс».

Он установлен в 1992 году при въезде в горный аул Сумбатль по проекту начальника Дербентской дистанции пути Маммы Султанова. Так он воплотил в реальность легенду, бытовавшую этих краях среди суровых гор, где одни оголенные скалы, на которых не то что деревья – даже трава не везде растёт. Горцы в дагестанских аулах проговаривали, будто у годекана – места традиционного общинного схода на центральной площади – в селе Сумбатль лежит небольшой рельс, по которому местные малыши делают свои первые шаги, а сельчане при этом проговаривают трижды заклинание: «Будь мастером пути!».

В реальности «Рельс» появился не у годекана, а на окраине населённого пункта. Памятник исполнен в форме триады. Ее основание составляют четыре замурованные в землю рубки бывших в употреблении рельсов общей высотой около 6 м. А в верхней части триады расположен изготовленный с помощью сварки рельс, который, судя по сечению, можно было бы назвать R-250. Но не бывает таких в действительности, это творческое преувеличение.

Династии аула путейцев уходят своими корнями в 70-е годы XIX века, когда еще строилась железная дорога во Владикавказ.

Многие сельчане заканчивали институты и становились инженерно-техническими работниками. Наиболее талантливые и прилежные становились главными инженерами, начальниками станций и дистанций, вокзалов и отделов, да и всего Махачкалинского отделения.

Первым сумбатлинцем получившим высшее железнодорожное образование, был Садык Умаров 1906 года рождения. 12-летним подростком он начал работать на железной дороге. Затем в начале 1930 годов он окончил железнодорожный техникум в г. Ростове-на-Дону, а затем окончил с отличием Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В дальнейшем работал на станциях Лиски и Валуйки.

По возвращении в Дагестан трудился начальником 9-й дистанции пути 4-го военно-восстановительного участка Орджоникидзев­ской железной дороги, а затем – начальником военно-эксплуатационного отдела отделения. В тот период Садык помогал в трудоустройстве на железную дорогу многим дагестанцам, давал им хорошие рекомендации, да и просто содействовал в решении различных житейских вопросов.

В 1942 году он был назначен заведующим промышленно-транспортным отделом обкома ВКП(б), а через год по ходатайству управления Орджоникидзевской магистрали был переведён на должность главного контролера этой дороги, где проработал до конца 1956 года. По тем временам эта была высокая должность. Он имел свой служебный вагон, ему было присвоено звание генерала тяги. Среди его наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, медали СССР, звание «Отличный путеец СССР».

К слову, среди путейцев-сумбатлинцев было более полусотни человек, награждённых знаком «Почётному железнодорожнику» или орденом Ленина. Так, из династии Мирзоевых на станции Каягент и Избербаш живут два брата – пенсионер Гарун и начальник участка пути Эмин.

Дед Мирза трудился на путях еще в начале XX века. Их отец Умар (1907 года рождения) более 40 лет, до конца жизни работал дорожным мастером. В 1950-е годы почётный железнодорожник Умар Мирзоев был награждён орденами «Трудового Красного знамени» и «Ленина». Мастеру пути Гаруну Мирзоеву перед уходом на пенсию был вручён орден «Дружбы народов» за активное участие в сооружении Карланюрт-Кизляр­ской ветки.

По карьерной лестнице высоко поднялся и уже упомянутый выше дважды почётный железнодорожник Мамма Султанов, бывший начальник Дербентской дистанции пути, также награждённый орденами Красного Знамени и «Дружбы народов» (1931 – 2013). Его сын Гаджимагомед, в настоящее время работает начальником участка Махачкалинской дистанции пути по мостам, а внук Раджаб – начальником станции Каягент.

Среди выходцев знаменитого аула путейцев Сумбатль – Рамазан Сутаев, более 20 лет возглавлявший Махачкалинское отделение (сейчас – регион) Северо-Кавказской железной дороги – один из самых ответственных и сложных участков народного хозяйства республики. Родом из Сум батля и предки Захара Адамова, ныне работающего заместителем начальника СКЖД по территориальному управлению, Махачкалинский регион.

Гаджиага Магомедшерифов, хранитель музея на станции Дербент, бывший начальник станции Араблинская
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31