13 ноября 2018 06:16
фото: из архива совета ветеранов

Воскрешая в памяти лица и биографии

Музей боевой и трудовой славы локомотивного депо Морозовская посетили более трёхсот гостей, большинство из них школьники.
В профориентационных мероприятиях участвовали учащиеся 4-й и 6-й местных школ и лицея с математическим уклоном.

Этот музей появился одним из первых на Северо-Кавказской магистрали – в 1984 году. Он был любимым детищем почётного железнодорожника, бывшего фронтовика Алексея Ремезова.

– Сейчас в музее около 300 экспонатов, множество, документов, наград времён Великой Отечественной, книг, фотографий, – рассказывает нынешний хранитель музея Нина Петренко. – Старейшая из них – фото администрации депо, сделанная в 1910 году. А первый экспонат музею подарил Алексей Ремезов. Это станционный колокол, который оповещал о прибытии и отправлении поездов.

Проводя экскурсии для гостей музея, Нина Петренко часто обращается к сведениям из рассказов и записей Ремезова, воскрешая в памяти лица и биографии бывших коллег по депо. Алексей Ремезов и сам являлся живой историей предприятия. Начинал кочегаром паровоза в годы войны и до ухода на заслуженный отдых проработал машинистом. Возглавлял комсомольско-молодёжный экипаж паровоза, три раза переходил в отстающие бригады и выводил их в лидеры соревнования.

А став председателем совета ветеранов предприятия, он провёл большую работу по объединению бывших локомотивщиков, увековечению памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны и помощи представителям «старой гвардии». Сейчас его уже нет с нами, но сих пор жива зарождённая им ветеранская традиция – еженедельные совместные походы в баню.

– И дело уже не в гигиенической составляющей, – поясняет Нина Петренко. – Ветераны собираются вместе, пьют ароматный чай и, главное, общаются. А это для старшего поколения очень важно.

Важной частью музейно-мемориального комплекса в Морозов­ской остаётся памятник погибшим во время Великой Отечественной войны работникам депо. К его подножию ветераны и молодёжь возлагают цветы.

В музее, кроме документов, есть и натурные экспонаты – к примеру, отреставрированный пассажирский вагон, где отдыхали паровозные бригады во время турных поездок.

В 1930-е годы основной тягой пассажир­ских поездов были паровозы серии Нв типа 1-3-0 и серии Б типа 2-3-0. Спроектированные под мазут, в локомотивном депо Морозовская они отапливались углём. Это, а также изношенность механизмов негативно сказывалось на мощности, и нелегко было разогнать машину до необходимой скорости. Поэтому раз в трое суток, после прохождения маршрута Морозовская – Ростов и Ростов – Сталинград, паровоз ставили на ремонт и очистку.

Именно поэтому за пассажирским паровозом закреплялось по две бригады, которые отвечали за состояние машины и были заинтересованы в том, чтобы локомотив подавался под поезд в полной исправности и имел опрятный вид.

Бригады сменяли друг друга на станциях Чир и Лихая. Одна из них отправлялась в кабину, другая шла отдыхать в специально прицепленный для этого вагон. А в период ремонта, который также длился до трёх суток, обе бригады по очереди следили за тем, как ведутся работы.

Эта тема очень интересна локомотивным бригадам, приводящим сейчас электровозы на ремонт.

Книга отзывов музея постоянно пополняется благодарностями.

Марина Кулакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30