22 сентября 2018 02:05
фото: Фото из архива Виталия Сидоренко

Прибытие поезда

150 лет назад состоялась торжественная встреча первого грузового состава в Ростове-на-Дону

Это значимое событие положило начало бурному развитию промышленности на юге страны.
К началу 1868 года, как пишет автор ряда книг по истории Северо-Кавказской магистрали, бывший заместитель главного инженера дороги, а ныне председатель совета старейшин СКЖД Виталий Сидоренко, от станицы Аксайской до портовых пристаней Ростова был проложен участок пути протяжённостью 12,5 версты, который проходил по правому берегу Дона. Первый грузовой поезд прибыл в Ростов-на-Дону воскресным днём 4 февраля (16-го по новому стилю) 1868 года. Это событие отмечалось широко и торжественно, как большой и значимый для города праздник.

С открытием железной дороги провинциальный город, каким на то время была донская столица, начал развиваться быстрыми темпами. Его стали сравнивать не только с крупнейшими промышленными центрами Европы, но и окрестили «российским Чикаго».

Действительно, развитие нового вида транспорта стало насущной потребностью юга России, экономическое развитие которого тормозилось отсутствием качественных путей сообщения. Использовавшиеся до той поры водные артерии и перевозки на конной тяге – первые ввиду своей сезонности, а вторые из-за небольшой мощности и неблагоустроенности дорог – не удовлетворяли потребностям региона. Таким образом назрела неотложная необходимость в новом, более мощном и скоростном виде наземного транспорта.

К слову, в области Войска Донского в те времена уже функционировала первая железная дорога. Начало развитию путей сообщения на юге, как известно, положила Грушевско-Донская магистраль. Она протянулась от Грушевского посада через Новочеркасск к речной пристани у станицы Аксайской. Её длина составляла 66 вёрст. Открытие состоялось 29 декабря 1863 года (10 января 1864 года по новому стилю).

Однако финансовые итоги первого года её эксплуатации были неутешительными. Доходы от перевозочной работы не покрывали издержек, убытки составили 38,6 тысячи рублей. Причиной тому были малая протяжённость и оторванность от общероссийской железнодорожной сети. Было ясно: рельсовый путь нужно было протянуть до Ростова, где уже функционировал крупный речной порт.

Виталий Сидоренко в своём труде о прибытии первого поезда отмечает: «В 1867 году правление Войска Донского... передаёт Грушевскую железную дорогу в ведение купца Полякова, взявшегося продлить её от Аксая до Ростова-на-Дону. Этот небольшой участок протяжённостью 12 с половиной вёрст был проложен за полгода».

Руководил постройкой инженер путей сообщения Орест Вяземский. От станции Аксай рельсовая колея шла правым берегом Дона и заканчивалась станцией Ростов-Пристань. Пассажирское здание (вокзал) располагалось на месте нынешней благоустроенной набережной примерно против Богатяновского спуска. Начальником станции был назначен есаул Александр Греков. Кроме путей, предназначенных для приёма и отправления поездов, были проложены подъездные рельсовые пути к складам хлебных и прочих грузов, ожидавших отправки за рубеж или в другие местности Российской империи.

Вот как описывает Виталий Сидоренко торжества по случаю прибытия первого поезда.

«В тот день к полудню на железнодорожной станции собралось большое число встречающих: городской голова с высокопоставленными должностными лицами, представители духовенства, деловых кругов и общественности, граждане с «хлебом-солью» и городским знаменем, множест­во любопытствующих обывателей. Толпы людей заполнили пассажирскую платформу, рельсовые пути, всю прилегающую территорию, расположились и на льду замёрзшей реки. Огласивший округу паровозный гудок известил собравшихся о приближении долгожданного поезда. Встреченный восторженными возгласами и криками «ура», поезд остановился ровно в половине первого часа пополудни.

В зале пассажирского здания был приготовлен аналой, у которого облачившиеся в праздничные ризы священнослужители совершили благодарственный молебен за счастливое окончание сооружения железной дороги, сопровождаемый пением сводного хора ростовских церквей».

Далее автор приводит любопытные подробности торжественной церемонии. Она «завершилась окроплением святой водою служебных зданий, железнодорожного полотна, паровоза и вагонов. День был выходной, народу собралось множество, церемония встречи прошла празднично, как и задумывалась организаторами торжества. Среди выступлений прозвучала тогда и речь городского головы Андрея Байкова, приложившего в своё время немало усилий к тому, чтобы как можно скорее пришла в Ростов железная дорога. Андрей Матвеевич произнёс в тот день знаменательные слова: «День 4 февраля 1868 года останется днём навсегда памятным в летописях Ростова...».

Об этом важном событии в жизни города подробно писала местная газета «Ведомости Ростовской (на Дону) городской Думы».

Для почётных гостей и приглашённых на торжественную встречу первого поезда был дан праздничный обед. В обширном зале коммерческого клуба накрыли в три ряда столы на 120 персон. Играл превосходный театральный оркестр. Бокалы наполнялись шампанским. Под одобрительные возгласы и рукоплескания провозглашались тосты. Оглашались поздравительные телеграммы. Высказывались пожелания о скорейшем соединении Грушевской железной дороги с Козлово-Воронежской. Участники празднества искренне радовались событию, которому они оказались свидетелями, открывающему, как они понимали, большие перспективы в хозяйственной и культурной жизни города.

Праздничные торжества на этом не закончились. Вечером того же дня в Нахичевани был устроен бал.

По данным, приведённым в книге Виталия Сидоренко, в первый же год, с приходом Грушев­ской железной дороги в Ростов-на Дону, грузоперевозки выросли на 80 процентов, а в 1869 году – еще на 10 процентов. Было перевезено 259817 пассажиров и 8,8 миллиона пудов грузов, главным образом антрацита и строительного леса. Валовый доход в 1869 году составил 333103 рубля, расходы – 275900 рублей.

Таким образом, Грушевская дорога начала давать прибыль.

В декабре 1869 года в город пришла ещё одна железнодорожная линия – со стороны Таганрога. А через два года Грушевская дорога соединяется с линией Козлов – Воронеж. Таким образом, к началу 1870-х годов донской край получил уже два выхода: в Донбасс и центр страны – Москву.

После этого железная дорога устремилась на юг, на просторы Северного Кавказа.

К юбилейной дате в истории магистрали Дорпрофжел на СКЖД выпустил календарь с историческими фотографиями из коллекции Виталия Сидоренко.

А буквально на днях у ценителей истории появится ещё одна счастливая возможность окунуться в летопись дороги. Из типографии выходит издание, посвященное этой дате. Его автор – также Виталий Сидоренко.
мария БондаренкоМарина Флегматова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28