19 ноября 2018 04:36

Иностранные перспективы

Железнодорожники ведут мониторинг деятельности зарубежных транспортных компаний

С начала 2015 года на Северо-Кавказской дороге образован отдел международных связей. Что входит в его компетенции и какие задачи стоят в сфере сотрудничества с зарубежными партнёрами?
image-24-03-15-11-29-4w.jpg

Интервью:
Дмитрий
Чередниченко,
начальник отдела
международных связей СКЖД

– Регион СКЖД граничит сразу с несколькими зарубежными государствами, а также имеет выходы к портам международной значимости. Как расставлены приоритеты в вашей работе?

– В полномочия нашего отдела входит реализация основных направлений политики ОАО «РЖД» и обеспечение согласованного взаимодействия железной дороги и подразделений холдинга в области международного сотрудничества, а также мониторинг деятельности иностранных компаний и бенчмаркинг в сфере железнодорожного транспорта с целью подготовки предложений по развитию зарубежного партнерства ОАО «РЖД».

Северо-Кавказская железная дорога прилегает к пяти международным пунктам пропуска и сотрудничает с железными дорогами Абхазии, Азербайджана, Грузии и Армении. Кроме того, в направлении Болгарии и Турции действуют железнодорожно-паромные переправы, в развитии которых заинтересованы как грузоотправители, так и перевозчики.

В наши функции входит подготовка и проведение совместных встреч разного уровня для развития и оптимизации этих направлений. В частности, мы используем возможности Сочи как конференц-центра нашей страны, для проведения мероприятий.

– Расскажите об этом подробнее.

– Недавно, с 24 по 27 марта, в Сочи прошло совещание с представителями иностранных железных дорог и предприятий, организованное департаментом по международному сотрудничеству ОАО «РЖД», в проведении которого мы приняли непосредственное участие.

Пути совершенствования и актуализации гармонизированной номенклатуры грузов, создание перечня грузовых станций Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) обсуждали представители железнодорожных администраций 10 различных государств.

Кроме того, совместно с администрацией морского порта Кавказ и технологической службой СКЖД было подготовлено и проведено 4-е заседание Совета по эксплуатации паромной переправы «Кавказ – Варна», которое состоялось в порту Кавказ с участием члена совета, первого заместителя начальника железной дороги Владимира Пястолова.

В совещании приняли участие партнёры ОАО «РЖД» из Болгарии – паромный перевозчик «Varnaferry» и грузовой перевозчик EOOO «БДЖ – Грузовые перевозки». К сведению, объём перевозок на переправе «Кавказ – Варна» в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 20 процентов. Паромные перевозки в рассматриваемом направлении развиваются, и если раньше там работал только российский перевозчик «Аншип», то теперь подключился и иностранный партнёр – «Varnaferry».

Порт Кавказ, который работает на 200 процентов своих мощностей, помимо традиционных портовых операций, связанных с перевозкой грузов морским транспортом, осуществляет железнодорожно-паромную переправу в Крым, ставшую популярной в свете недавнего расширения границы нашей страны. На него завязана и переправа в Турецкий порт Самсун, с заходом в Грузию, в порт Поти. Здесь также наблюдается рост объёма перевозок. Таким образом, перспективы азово-черноморского партнёрства для российских железных дорог очень важны.

– Как развивается сотрудничество с Абхазией?

– Абхазия была и остаётся стратегически важным партнёром для нашей страны, однако на текущий момент объём перевозок на железнодорожном пункте пропуска Адлер невысок – 494 тыс. тонн за 2014 год. Это выше аналогичного показателя 2013 года – 336,7 тыс. тонн (за счёт роста экспорта каменного угля), но в 12,6 раз ниже объёма перевозок на пункте пропуска России и Азербайджана Самур – Ялама.

С 2014 года обсуждаются вопросы о создании транзитного транспортного коридора между Россией, Абхазией, Грузией и Арменией. Абхазская железнодорожная инфраструктура напрямую зависит от политического решения данной проблемы. В настоящее время она не соответствует современным перевозочным требованиям. Надеюсь, что диалог в этом направлении будет продолжен, и ОАО «РЖД» и, в частности, Северо-Кавказская дорога сможет принять участие в восстановлении инфраструктуры Абхазской железной дороги. Это может принести дополнительную прибыль компании и развить данное направление.

– В чём преимущества будущего транспортного коридора?

– В случае его открытия не только значительно повысится привлекательность курортно-рекреационной зоны Абхазии, но и вырастет пассажиропоток. В этом заинтересованы все пассажирские перевозчики.

А с точки зрения грузопотоков откроются новые перспективные маршруты: грузоотправители из Пакистана, Индии, Ирака, Ирана и других стран смогут возить свои грузы в направлении Европы. Это, безусловно, в интересах мирового сообщества грузоотправителей и перевозчиков. Однако позволит ли пропускная способность железнодорожной инфраструктуры принять дополнительные объёмы перевозок – этот вопрос требует дополнительного изучения.

– Как решаются проблемы взаимодействия с Азербайджанскими железными дорогами?

– В грузовом сообщении мы наблюдаем положительную динамику роста объёма перевозок между Россией и Азербайджаном: в 2014 году в сравнении с 2013-м он составил 5 процентов – 6252,8 тыс. тонн против 5941,2 тыс. тонн. На встречах представителей ОАО «РЖД» и ЗАО «АЖД» на уровне топ-менеджмента обсуждаются вопросы реализации транспортной стратегии России и Азербайджана. Кроме того, стороны договариваются о развитии инфраструктуры, увеличении грузоперевозок, в частности нефтепродуктов, создании прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспия, продолжении активной работы с азербайджанскими и иранскими железными дорогами по реализации договорённостей о строительстве и эксплуатации железно¬дорожной линии Решт – Астара.

– Есть ли спрос на пассажирские перевозки в этом направлении?

– Это перспективное направление, но в области пассажирских перевозок остаётся актуальной проблемой развитие системы резервирования мест в поездах. Оформление проездных документов в Азербайджане до сих пор происходит вручную, а отчётность по проданным и возвращённым проездным документам поступает в ОАО «РЖД» дважды в год. Это сильно затрудняет совместную работу. Необходимо, чтобы этот процесс был автоматизирован и отлажен. В частности, в качестве решения данного вопроса ОАО «РЖД» предлагает азербайджанским коллегам воспользоваться программным обеспечением АСУ «Экспресс-3», которое поможет оптимизировать меж¬системное взаимодействие, упорядочит взаиморасчёты, сделает их более прозрачными.

– Есть ли надежда на возобновление железнодорожного сообщения на Украину?

– Конечно, есть. Мы, как и всё мировое сообщество, надеемся на скорейшее восстановление мира на юго-востоке Украины, именно от этого зависит возобновление нашей работы на российско-украинских пограничных переходах, к которым прилегает наша железная дорога.

Железнодорожная инфраструктура Донбасса серьёзно повреждена и требует реконструкции для восстановления железнодорожного сообщения и полного выхода на «довоенный» уровень объёма перевозок через границу Северного Кавказа и Украины, снизившийся до нуля.

– Приходится ли вам участвовать в решении проблем беженцев?

– Конечно, СКЖД участвует в решении проблем украинских беженцев, которые прибывают на Главный железнодорожный вокзал Ростова-на-Дону. В частности, в феврале мы фиксировали 200-300 человек, которые по несколько дней находились здесь. К середине марта, благодаря сотрудничеству с УФМС и МЧС, департаментом по ЧС Ростовской области, удалось  большинство из беженцев отправить в пункты временного размещения по разным субъектам РФ, и сейчас на вокзале остаются порядка тридцати человек.

Надо отметить, что места размещения беженцев в Ростовской области исчерпаны. Надеемся, что хрупкий мир на востоке Украины не будет прерван нарушением минских договоренностей, иначе мы снова столкнёмся с наплывом беженцев на станции и вокзалы СКЖД, которые, являясь стратегическими объектами, не могут выполнять функции пунктов временного размещения. В этом направлении мы также не останавливаем работу, ведем переговоры с администрациями разных уровней, МЧС, однако надеемся, что эти превентивные меры останутся в запасе.
Беседовала Юлия Олейникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30