Cannot find 'main_section_menu_2017' template with page ''

Выпуск 28.03.2013

Эта широкая узкая колея

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. Он был установлен в 1983 году Ассамблеей международного совета по вопросам охраны памятников и исторических мест.
В 2003 году главной темой этого дня стали памятники архитектуры, оказавшиеся в результате природных катаклизмов под водой. В 2004-м в центре внимания были сооружения из глины и необожжнного кирпича. Темой 2006 года стало индустриальное наследие

Паровозы давно стали памятниками начала индустриальной эпохи, которые следует бережно охранять для будущих поколений

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест. Он был установлен в 1983 году Ассамблеей международного совета по вопросам охраны памятников и исторических мест.

 

В 2003 году главной темой этого дня стали памятники архитектуры, оказавшиеся в результате природных катаклизмов под водой. В 2004-м в центре внимания были сооружения из глины и необожжнного кирпича. Темой 2006 года стало индустриальное наследие. И это не случайно: памятники производства, как и любой другой сектор культуры, находятся во всем мире в зоне повышенного риска. Фабрики, заводы, железные дороги и другие сооружения, созданные как объекты производственного труда, имеют такую же важность для культуры, как и те, которые традиционно воспринимаются как исторические памятники...

 

На Забайкальской магистрали есть сотни памятников индустриального наследия. Самые известные из них – паровозы, которые установлены на одиннадцати станциях дороги. Два из них  узкоколейные: в локомотивном депо Борзя и в вагоноремонтном депо Чита.

Про железную дорогу «обычной» колеи каждый из нас что-нибудь да знает. А про узкоколейку? Разве только то, что она узкая. Узкоколейки представляют собой чаще всего ведомственное средство сообщения. «Тропу» узкой колеи от шестисот до тысячи миллиметров можно проложить где угодно – поверх болота, песка, на мерзлоте – практически без полотна и насыпи. До революции такие линии принадлежали акционерным обществам и заводам, приискам, шахтам. Были казённые и купеческие, на конной и паровой тяге, с вагонами или вагонетками.

 

Типы узкоколейных паровозов отличаются большим разнообразием. Один фабричный паровозик назывался «Хлопотун», а в народе его прозвали кукушкой. Но были и мощные товарные узкоколейные машины. У них были очень маленькие колеса для увеличения тяги и проходимости. Это довоенные паровозы П-24, послевоенные –  ПТ-4 (промышленный транспорт-4), КЧ-4, немецкий ГР (германский по репатриации).

 

 Именно паровоз ПТ- 4 стоит на постаменте  перед вагоноремонтным депо на Чите I.


Он поступил когда-то на паровозовагоноремонтный завод для восстановления, но был списан и установлен на пьедестале как памятник славной паровозной эпохе.

 

Паровозы серии КЧ-4 эксплуатировали на узкоколейной железнодорожной ветке Харанор – Досатуй. Эта линия была построена  в 1940 году и находилась в эксплуатации Забайкальской дороги до 1946 года. Затем её законсервировали. Бурное развитие экономики юго-восточного Забайкалья потребовало вернуться к восстановлению линии. Осенью 1955 года её вновь ввели в эксплуатацию. В конце 1962 года Забайкальская магистраль приняла узкоколейный участок Досатуй – Приаргунск протяжённостью 38 километров.

 

С переходом на широкую колею в 1972 году узкоколейка Харанор – Приаргунск прекратила своё существование. Часть основных производственных фондов использовали для строительства Малой железной дороги в Чите...

 

Ирина Макрицына,

директор музея истории Забайкальской дороги

Ссылка на материал: | http://www.gudok.ru/zdr/172/?ID=597368

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

© ОАО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/