12 декабря 2018 06:19

«Красные» или «белые» – а дорога железная одна

В середине XIX века в России началось бурное строительство железных дорог. Новая отрасль хозяйства не только оживила экономику и торговлю, но и стала местом совершения таких преступных проявлений, как воровство, коррупция, казнокрадство. Возникла проблема обеспечения общественного порядка и безопасности при эксплуатации железных дорог.

Oхрана железных дорог в России была учреждена повелением Николая I.

Железнодорожные полицейские дореволюционной РоссииВ середине XIX века в России началось бурное строительство железных дорог.  Новая отрасль хозяйства не только оживила экономику и торговлю, но и стала местом совершения таких преступных проявлений, как воровство, коррупция, казнокрадство. Возникла проблема обеспечения общественного порядка и безопасности при эксплуатации железных дорог.

 

Решение о привлечении корпуса жандармов к обеспечению порядка на железных дорогах было принято императором Николаем I. Один из высокопоставленных жандармских чинов писал в то время: «Охрана порядка и наблюдение за общественною безопасностью на этих важных отечественных путях сообщения были вверены чинам впервые созданного Его же Высочайшею волею Корпуса жандармов».

 

С учётом того, что линейный характер дорог не позволял привлечь местную полицию к обеспечению правопорядка, на дорогах был введён особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов. С 16 марта 1867 года повелением императора  Александра II были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог. По сути дела, именно с этого периода можно говорить о жандармской железнодорожной полиции как о самостоятельном институте обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

 

К концу XIX века строительство железных дорог приняло столь интенсивный характер, что стало не хватать рабочих. И тогда по решению правительства в марте 1894 года на строительство были направлены лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы. Вполне естественно, что эта категория лиц часто совершала преступления, а потому требовала к себе особого внимания со стороны полиции. Во многом благодаря усилиям осуждённых была построена и сдана в эксплуатацию Транссибирская магистраль протяжённостью свыше восьми тысяч километров.

 

У экспозиции музея ЛУВДТ его хранитель – подполковник милиции в отставке Евгений Рожнов В начале XX века общее руководство или высшее «начальствование над отдельным корпусом жандармов» осуществлял министр внутренних дел Российской Империи, являвшийся шефом жандармов. В рамках одной или нескольких железных дорог учреждались жандармские полицейские управления. В целом железнодорожная полиция решала задачи «охранения внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности в районе действия жандармских полицейских управлений железных дорог»  и защиты интересов железнодорожного транспорта от криминального воздействия посторонних лиц и от незаконных действий самих железнодорожников. В 1903 году рассматривалось предложение о создании жандармской железнодорожной конно-полицейской стражи, но по финансовым соображениям от его реализации отказались. Зато некоторое распространение получило использование так называемых собак-сыщиков. После февральского переворота Временное правительство 4 марта 1917 года приняло решение упразднить железнодорожную полицию. В средствах массовой информации и в обществе началась травля бывших жандармов, которых обвиняли во всех прегрешениях свергнутого царского режима. В условиях ослабленной экономики страны резко увеличилось количество краж перевозимых грузов, совершавшихся в основном железнодорожниками. Начались самовольные захваты поездов и паровозов пассажирами, в первую очередь демобилизованными либо самовольно покинувшими фронт солдатами. При отсутствии единого управления железнодорожным транспортом, слабости МВД и самого Временного правительства к октябрю 1917 года на железных дорогах для охраны правопорядка была создана железнодорожная милиция как своеобразная форма повинности  из числа служащих и рабочих службы движения.

 

В Забайкалье, в феврале 1918 года, после установления здесь советской власти, руководство железнодорожной милиции перешло к Главному штабу Красной гвардии. В апреле 1918 года была введена временная инструкция железнодорожной милиции на Забайкальской железной дороге, в которой разъяснялись задачи железнодорожной милиции: «Пресекать проявление реакции, угрожающей  порядку и безопасности на железной дороге, таковым как, например, призывы к бунтам, поджогам, самосудам; охранять железнодорожные пути, сооружения, подвижной состав, грузы, имущество дороги». Помимо этого, в обязанности железнодорожной милиции в то время было  изъятие и конфискация спирта, недопущение провоза поездными бригадами продуктов питания с целью продажи их по спекулятивным ценам, а также похищенного золота, которое вывозили на восток китайцы. Конфискованные продукты сдавали в магазины общества потребителей железной дороги, а виновных предавали военному трибуналу железной дороги. Случалось, что милиции пытались навязать несвойственную ей деятельность. Например, милиционеры, охраняющие пакгаузы, должны были заниматься маркировкой и пломбированием вагонов. С июня 1918 года начальники отделений стали предоставлять в Управление милиции ежедневные сведения о работе милиционеров. Так стала формироваться сводка о происшествиях на Забайкальской железной дороге. 18 февраля 1919 года был принят советский декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». В Забайкалье в это время действовали органы транспортной милиции, не советские, а созданные правительством атамана Семёнова, потому что 26 августа 1918 года советская власть в Забайкалье пала. Тем не менее в работе советских и белогвардейских милиционеров было много общего – расследование происшествий на станциях и путях, несчастных случаев и убийств. Как у «красных», так и у «белых» срабатывал принцип немедленного и скорейшего принятия мер и расследования происшествий. В годы правления атамана Семёнова была объявлена новая инструкция для милиционеров, но в первом же пункте эта инструкция повторяла советскую. От транспортной милиции требовалась охрана дороги, груза, поездов, вокзалов, всех железнодорожных объектов. В государственном архиве Забайкальского края есть сводка по Сретенскому отделению с 20 – 26 января 1919 года. Всего за эти дни было зарегистрировано 21 происшествие:  шесть краж, недостача груза, ненасильственная смерть, хулиганство, травмирование, оскорбление, разрыв состава, наезды поезда на повозку и корову, пожар, сход паровоза и платформы с балластом, попытка самоубийства, крушение пассажирского поезда, задержание гражданина, который в пьяном виде нарушал тишину и спокойствие. В середине 1919 года в работе транспортной милиции стали использоваться дрессированные собаки. Из-за участившихся грабежей поездов на участке Чита – Ингода стали назначать для их сопровождения вооружённую стражу и милиционеров.

 

В июле 1919 года железнодорожная милиция была передана в ведение МВД и стала выполнять некоторые поручения политического характера: арестовывать большевистских агитаторов, уничтожать на строениях железной дороги большевистские лозунги и надписи, арестовывать лиц, сеющих смуту и пытающихся внести беспорядок в работу дороги.

 

Ирина Макрицына,

директор музея истории Забайкальской железной дороги

(Продолжение следует)

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31