13 декабря 2018 18:06

Была такая газета

Сегодня мало кто помнит, что в Свободном двадцать с лишним лет выходила газета «Амурский железнодорожник» ...
Говоря словами классика марксизма- ленинизма, газета с успехом выполняла роль не только коллективного пропагандиста и агитатора, но и коллективного организатора. В этом я убедился, пролистав несколько чудом сохранившихся в запасниках Свободненского городского краеведческого музея номеров «Амурского железнодорожника».

Сегодня мало кто помнит, что в Свободном двадцать с лишним лет выходила газета «Амурский железнодорожник» ...

 

На этих страницах – хроники трудного, но героического времениГоворя словами классика марксизма- ленинизма,  газета с успехом выполняла роль не только коллективного пропагандиста и агитатора, но и коллективного организатора. В этом я убедился, пролистав несколько чудом сохранившихся в запасниках Свободненского городского краеведческого музея номеров «Амурского железнодорожника».

 

Мне, считаю, несказанно повезло: среди сохранившихся оказался и первый номер газеты, вышедшей пятого мая 1936 года, в отмечавшийся тогда День партийной и советской печати. Все опубликованные на страницах «Амурского железнодорожника» материалы были наполнены оптимизмом: «Облаченные доверием партии и правительства, вдохновленные на победы мудрым вождем народа – великим, родным Сталиным, руководимые железным наркомом – Лазарем Моисеевичем Кагановичем, амурские железнодорожники изо дня в день борются за превращение своей магистрали в образцовую, за большевистское выполнение данных им заданий», – говорилось в передовой статье номера.

 

Попробуй редактор в разгар сталинских репрессий написать как-то иначе, не расточая хвалебный елей.

 

Тут же, на первой странице, расширенная информация о «беспримерном в истории железнодорожного транспорта рейсе эстафетного поезда Сковородино – Москва», участники которого обратились с письмом «к великому машинисту локомотивов революции, вождю народов товарищу Сталину и железному наркому товарищу Л. М. Кагановичу».

 

Оказывается, выполняя напутствие Кагановича, эстафетники «провели поезд по маршруту в 7,5 тысячи километров одним паровозом, с высокой скоростью без захода в депо, без единой аварии, без единой отцепки».

 

Умело старшее поколение работать по-ударному, как говорили тогда, с большевистским подъемом, вдохновленные и направляемые.

И все-таки, исходя из сообщения газеты об этом поезде, нельзя не восхищаться людьми, совершившими этот беспримерный по тем, да и по нынешним временам подвиг. Машинист поезда Валентин Макаров заявил по прибытии в столицу, что в обычных условиях и при хорошем уходе за паровозом можно сделать пробег не только в 7,5 тысячи километров, а и в двадцать тысяч. Возможно ли в наше время преодолеть такое расстояние на одном не паровозе, а электровозе? Большой вопрос. Конечно, такие факты воодушевляли.

 

Другие материалы рассказывали о том, какими богатствами обладает Амурская область и что перевозит дорога, пролегающая по ее территории. Есть и небольшие рассказы о передовиках производства, их фотографии, исполненные, надо признать, на довольно высоком уровне. Вот портрет улыбающегося машиниста Шимановского локомотивного депо Иванова (к сожалению, его имя под фото не указано). На другой странице фото, похоже, ветерана железнодорожного транспорта, машиниста-стахановца Отсинга.

 

Называю фамилии стахановцев не без надежды на то, что номер «Забайкальской магистрали» с этой публикацией попадет в руки кого-то из их внуков или правнуков и они расскажут о своих железнодорожных династиях, у истоков которых стояли прославленные предки.

 

Привлекает внимание и событийная информация. Например, сообщение о ходе строительства системы блокировки на участке Ксеньевская – Архара, оборудовании в основных депо внутридеповской диспетчерской связи, об установке стрелок, полностью оборудованных устройствами механической централизации.

 

…Держу в руках праздничный номер газеты за четвертое августа 1940 года. Примечателен эпиграф:  «Начиная с самых больших руководителей и кончая «малыми» работниками, вплоть до стрелочника, вплоть до смазчика, вплоть до уборщицы, все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого винтика». И. В. Сталин»...

 

«Амурский железнодорожник» рассказывает об успехах в соревновании, которых добились стахановцы Могочинского отделения дороги. Объемы работы, выполненные ими в то время, сегодня не впечатляют. Но для далекого прошлого они были значительными.

 

Газета рассказывает о машинисте тяжеловесных поездов Иване  Гужине, который водил поезда весом  три тысячи тонн и довел среднесуточный пробег паровоза до пятисот километров. А вот описание достижений машиниста Ивана Бридько, который тоже водил поезда «по наркомовскому графику». Он, широко применяя изгарь и шлакоотсев, добился значительной экономии топлива, сумел провести один поезд исключительно на изгари и шлакоотсеве.

 

Думается, такие герои, о которых сообщала газета, были примером для многих.

 

Не случайно, как сообщается в этом праздничном номере, коллектив дороги оказался в числе передовых на сети. В канун праздника ему присуждено переходящее Красное знамя Народного Комиссариата Путей Сообщения. Это награда за перевыполнение общего и породового планов погрузки при недостаточном наличии парка вагонов, за высокую коммерческую скорость грузовых поездов.

 

Некоторые материалы, публиковавшиеся тогда, сегодня вызывают откровенную улыбку. К примеру, строки из материала главного бухгалтера вагонной службы Сергея Невикина «За рентабельность»: «Еще недавно у службы были серьезные сбои в работе.  Но благодаря заботам партии, правительства и сталинского наркома Л. М. Кагановича работа наша коренным образом изменилась».

 

Жить стало лучше, как утверждал вождь, жить стало веселей: «Советское правительство, большевистская партия, лично товарищ Сталин проявляют постоянную заботу о железнодорожниках. Особенной любовью и вниманием окружены работники ведущей на железнодорожном транспорте профессии – паровозники. (№145 за девятое декабря 1948 года). За непродолжительное время 16 тысяч семей  паровозников получили от правительства благоустроенные квартиры, четырем тысячам машинистов предоставлены дома в индивидуальное пользование».

 

Конечно же, «на заботу и внимание родины паровозники отвечают самоотверженным трудом. Сотни локомотивных бригад успешно трудятся над выполнением своих обязательств, взятых в письме железнодорожников товарищу Сталину».

 

Справедливости ради надо сказать, что в газете были и критические материалы. Хотя и редко. Впрочем, по понятным причинам: герои критики вполне могли оказаться в беспощадных цепких лапах всемогущих «троек», угодить осужденными по известным статьям Уголовного кодекса в места не столь отдаленные, а то и вовсе лишиться жизни.

 

Вот небольшая корреспонденция о работе Куйбышевского (ныне Белогорского) пункта технического осмотра, основного на отделении. «Его работники, – пишет газета,  – призваны проводить с высоким качеством осмотр и ремонт подвижного состава. Как же они справляются с поставленной задачей? К сожалению, еще плохо. Нет такого поезда, в котором бы полностью устранялись все неисправности».

 

Далее перечисляются случаи брака, угрожающие безопасности движения поездов, подвергаются критике руководители службы.

А вот критические заметки о затянувшемся ремонте блок-поста на стации Усть-Пера, крыши жилого дома на блок-посту Поемный, неудовлетворительной деятельности политотдела Шимановского отделения дороги...

 

Газета издавалась до 1959 года – до тех пор, пока не слились в единое целое Забайкальская и Амурская дороги. Железнодорожники Приамурья стали читателями газеты «Забайкальская магистраль». Можно сказать, что и газеты слились в одну. Что-то из традиций, выработанных журналистским коллективом «Амурского железнодорожника», при объединении дорог, вероятно, взяла на вооружение, развивая их, и «Забайкальская магистраль».

 

Пусть же она и дальше живет и здравствует, помогая коллективам Забайкальской железной дороги успешно двигаться вперед мудрым печатным словом!

Сергей Сахаров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31