14 ноября 2018 07:35
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Семён Казак

Слагаемые бережливого производства

Забайкальская железная дорога приспосабливается к универсальной системе разработки и учёта проектов улучшений техпроцессов

В ОАО «РЖД» сложился определённый порядок и универсальный набор инструментов бережливого производства. Система имеет целью упростить учёт проектов, сделав общение координаторов, творческих групп и исполнителей более понятным для всех.

Забайкальская железная дорога одной из первых начала внедрять тогда ещё новую для всей России политику. Это сегодня термины «бережливое производство», «лин-технологии» уже не режут слух, поскольку стали обыденными составляющими отечественной инженерной мысли. Семь лет назад всё это было новым и малопонятным. Приходилось практически с нуля, используя лишь зарубежный опыт, адаптировать новшество к нашим реалиям.

Как рассказала начальник отдела технического регулирования, лицензирования и качества службы технической политики ЗабЖД Ирина Григорьева, именно тогда, в 2011 году, ряд подразделений на полигоне Забайкальской железной дороге впервые стал участвовать в пилотном ещё в ту пору проекте «Бережливое производство».

Было сделано немало наработок, которые со временем стали образцовыми для складывания системы планирования, внедрения и учёта. Особо следует обратить внимание на основные определяющие моменты работы.

Главным условием любого проекта бережливого производства является его эффективность. Инжиниринг в ОАО «РЖД» позволяет с максимальной точностью высчитать размер эффекта ещё на стадии проектирования. Причём эффект подсчитывается сразу по двум направлениям. Поскольку бережливое производство не только увеличивает коммерческие показатели деятельности предприятия (это выражено в экономическом эффекте), но и сокращает издержки производства (время на выполнение техпроцессов, непроизводительные затраты рабочей силы), то выделяется ещё и технологический эффект – доля сокращаемых издержек в процентах.

Экономический эффект может напрямую влиять на увеличение прибыли от деятельности предприятия или носить условный характер, выражая лишь косвенную материальную выгоду предприятия. Общий экономический эффект от внедрения проектов на ЗабЖД ежегодно исчисляется миллионами рублей. Для каждого проекта и предприятия суммы эффекта разнятся в зависимости от значимости конкретного модернизируемого технологического процесса в общей цепочке производства.

Экономический эффект в зависимости от характера изменений в технологическом процессе может исчисляться по-разному. Например, в Читинской дистанции пути в этом году для продления срока службы рельсов в стрелочном переводе было принято и внедрено сразу два способа решения проблемы излишних трудозатрат: вместо замены ремкомплекта было предложено производить вырезку дефектного места с укладкой рубки длиной не менее 8 метров либо шлифовку поверхности катания рельса до 2 мм рельсошлифовальным станком в районе перекатывания колёсной пары с остряка на рамный рельс. В первом случае экономический эффект от внедрения проекта к концу года составит более 700 тыс. рублей, во втором – около 1 млн рублей.

Внесение изменений в уже существующие и выполняемые десятками лет технологические процессы – это основное направление работы проектных офисов на ЗабЖД, поскольку вся инфраструктура железнодорожного транспорта здесь уже давно сложилась. Впрочем, при строительстве новых объектов элементы бережливого производства закладываются в них сразу на этапе проектирования. Так, в прошлом году на станции Чита-1 было построено производственное здание эксплуатационного локомотивного депо Чита. На этот год в Могоче запланирована закладка точно такого же здания. Побывав в Чите у своих коллег, могочинцы провели серьёзную аналитическую работу и решили в своём здании несколько изменить расположение кабинетов для исключения потерь времени на подготовку локомотивных бригад в рейс.

Кстати, если говорить об общих для всей Забайкальской железной дороги направлениях работы, то следует упомянуть несколько похожих проектов бережливого производства, которые были применены в эксплуатационных локомотивных депо в разное время, но в порядке тиражирования. Речь идёт об использовании автотранспорта для скорейшей доставки работников локомотивных бригад к принимаемым ими перед поездкой локомотивам.

К слову, все проекты бережливого производства по принятой в системе их учёта классификации подразделяются на уникальные проекты улучшений и тиражируемые. В число тиражируемых попадают разработки, которые были оценены центральным руководством ОАО «РЖД» как наиболее эффективные и прогрессивные. Так, шанс быть растиражированным по сети дорог в прошлом году получил проект Свободненской дистанции электроснабжения, ставший лучшим по результатам конкурса, проведённого в «Трансэнерго». Свободненские энергетики представили на конкурс свою разработку оптимизации отопления помещения аккумуляторной батареи на тяговой подстанции Бурея. Суть этого проекта заключалась в переходе с водяной системы отопления на электрический бойлер. Полный демонтаж водяной системы отопления потребовал немало времени и сил, однако экономический эффект в 413,2 тыс. рублей с лихвой окупил все затраты.

На такие образцовые проекты равняется вся железнодорожная отрасль, и именно они задают общий тон всей работе по сети дорог.

Система учёта также основана на унифицированных подходах. Корпоративные информационные ресурсы позволяют предоставлять всю отчётность в электронной форме через единую компьютерную сеть ОАО «РЖД». Это, кстати, упрощает и подведение итогов работы в самих структурных подразделениях. С этого года промежуточные итоги принято подводить не раз в квартал, как это делалось ранее, а ежемесячно. Таким образом, контроль за внедрением проектов бережливого производства в компании становится всё более пристальным. А это значит, что значимость политики бережливости на железных дорогах страны растёт.

На фото: На предприятиях Забайкальской железной дороге существует масса явных и скрытых возможностей для применений технологий бережливого производства

Константин Чиров

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30