17 декабря 2018 22:58
фото: Семён Казак

Цель общая, а роль у каждого своя

Повлиять на улучшение ситуации с безопасностью движения поездов можно, лишь грамотно выстроив систему контроля и координации

Сходы железнодорожных составов, отказы технических средств, необходимость обновления техники и оборудования – это, пожалуй, лишь немногое из того, что является факторами, сдерживающими повышение безопасности движения. Разговор о том, как эффективно преодолевать их, был весьма обстоятельным.

Участники технико-технологического совета постарались детально обсудить поставленные в регламенте вопросы. Разговор получился откровенным и не «для галочки».

– Если процессом не управлять, то мы так и ограничимся одними лишь декларациями, – высказал своё мнение о контроле за безопасностью движения поездов начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков.

Так же Александр Анатольевич рекомендовал руководителям более активно привлекать коллективы к общему делу повышения безопасности движения, не терпеть случаев брака и отстранять от работы на железнодорожном транспорте злостных бракоделов. Впрочем, на техсовете говорили и о недостатках руководства.

– Многие руководители продолжают работать по принципу «реагировать на произошедшие события и выправлять их последствия», без использования системы менеджмента безопасности движения, позволяющей реализовать совершенно иной принцип: «предвидеть и предупреждать нарушения безопасности движения», – отметил заместитель начальника дороги, главный ревизор ЗабЖД по безопасности движения поездов Сергей Антонов.

Он отметил, что для изменения подхода к работе в ОАО «РЖД» есть все возможности. Так, в компании действует ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. Он составляет факторный анализ рисков нарушений безопасности в хозяйствах. Задача руководителей служб и дирекций состоит в том, чтобы проанализировать имеющиеся риски для принятия и проведения корректирующих и предупреждающих действий.

Докладчики получили возможность поделиться своими взглядами и идеями, а также внести предложения в итоговый протокол техсовета. Предложения эти носили как общий, так и частный характер, затрагивали уже обсуждавшиеся ранее вопросы и содержали в себе новые идеи. Так, заместитель начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры Владимир Петровых в очередной раз обратил внимание собравшихся на необходимость комплексного подхода в организации техпроцессов на реконструкции пути, включая использование комплекса путевых машин и формирование укрупнённых бригад работников. А начальник центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Михаил Хаметов предложил создать на базе возглавляемой им структуры пилотный проект по централизованной видеорасшифровке данных рельсовой дефектоскопии.

Участники техсовета подняли и обсудили проблемы соблюдения технологии производства ремонтно-путевых работ в «окно», развития приоритетных направлений в работе вагонного хозяйства ЗабЖД, повышения надёжности устройств автоматики и телемеханики. Содержательный разговор состоялся по таким темам, как влияние уровня напряжения контактной сети на броски тока, организация безопасности движения поездов в условиях роста объёма перевозок.

Сразу три важные проблемы поднял главный инженер Забайкальской дирекции тяги Вадим Маслюков. Его доклад содержал соображения по организации работы системы аудио-видеонаблюдения в локомотивах, организации работы машинистов-инструкторов, взаимодействия эксплуатационных и сервисных локомотивных депо по предотвращению допуска неисправных локомотивов на пути общего пользования.

На ЗабЖД постоянно ведётся разработка не только новых методов организации работы на безопасность, но и нового оборудования, повышающего её уровень. Начальник службы вагонного хозяйства Александр Белов рассказал собравшимся о совершенствовании конструкции узлов грузовых вагонов. По итогам анализа отказов технических средств за 2017 год было принято решение обратить особое внимание на узел крепления валика подвески тормозного башмака и трубки тормозной магистрали. Службой вагонного хозяйства и Забайкальским институтом железнодорожного транспорта были разработаны более надёжные модели этих узлов, испытания которых уже начались.

О внедрении новых устройств автоблокировки рассказал начальник службы автоматики и телемеханики Забайкальской дирекции инфраструктуры Игорь Максимов. По его словам, в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки за счёт внедрения устройств бесперебойного питания будут исключены отказы по причине коммутационных напряжений. Кроме того, проводимая модернизация оборудования СЦБ позволит сократить затраты на обслуживание устройств за счёт минимизации напольного оборудования на перегонах. В правильном и неправильном направлениях по устройствам СЦБ будет обеспечен интервал попутного следования не более шести минут.

От обсуждения ситуации на Забайкальской магистрали в целом участники техсовета перешли к её положению в территориальных управлениях. Так, и.о. заместителя начальника ЗабЖД по Читинскому территориальному управлению Василий Дрючко рассказал о том, что планируется сделать в регионе для улучшения работы железнодорожных станций и предприятий с целью повышения уровня безопасности движения. В частности, улучшения работы добиваются за счёт более рационального размещения постов безопасности на станциях, а также определения приоритетных направлений в каждом хозяйстве. Например, на 2018 год запланирован перечень мероприятий по исправлению плана и продольных профилей пути на сортировочной горке станции Чита-1.

В целом по итогам 2017 года по уровню безопасности ЗабЖД занимает лишь 11-е место по сети дорог. Эта ситуация требует значительного внимания и безотлагательных действий. Впрочем, как выяснилось на техсовете, все прекрасно понимают, какими путями и средствами необходимо достигать повышения уровня безопасности, выполнения программ и распоряжений ОАО «РЖД». Остаётся лишь скоординировать процесс и отвести каждому его участнику определённую роль, чтобы затем организованно добиться улучшения.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Сергей Антонов,
заместитель начальника дороги – главный ревизор по безопасности движения поездов:

– В прошлом году подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах Забайкальской железной дороги, не достигнут целевой показатель не более 0,8172 события на 1 млн поездо-км, принятый на технико-технологическом совете по безопасности движения 9 марта 2017 года. Предполагаю, причина в одном – это незнание или нежелание работать с использованием таких эффективных инструментов, как риск-менеджмент в организации обеспечения безопасности движения.

Содержание процесса управления рисками можно представить в виде нескольких составляющих. Это выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвратить или уменьшить вероятность их возникновения; предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки; создание управленческих инструментов и механизмов для эффективного управления рисками. Наряду с этим большую роль играют разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рискованных ситуаций и минимизации ущерба, а также определение ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или уменьшению выявленных рисков, и их оптимальное распределение.

В целом задачей управления рисками является использование планомерного воздействия на причины и последствия возникновения рисков с целью предотвратить их или минимизировать.

Действия руководителей всех уровней по постоянному повышению уровня безопасности движения должны базироваться на основании цикла постоянных улучшений: планируй, выполняй, контролируй, воздействуй. Иными словами, необходимо заниматься разработкой мероприятий, направленных на исключение или снижение уровня рисков, восполнения недостающих элементов системы менеджмента безопасности движения, и в конечном результате – на исключение или снижение количества случаев происшествий, событий и отказов технических средств. Кроме того, нужно доводить до совершенства реализацию намеченных планов, всеми имеющимися способами контролировать процесс и оценивать соответствие выполняемых мероприятий заданным критериям и ожидаемым результатам. При этом важно видеть все отклонения от намеченного сценария процесса и выявлять их причины, после чего своевременно принимать меры по устранению причин, вызвавших отклонения в выполняемых процессах. В процессе выполнения планов также важно проводить оперативное перераспределение ресурсов, вырабатывать предложения по изменению ранее разработанных мероприятий.

Игорь Подгорбунский,
и. о. главного инженера Забайкальской железной дороги:

– В рамках реализации единой политики в области повышения безопасности движения поездов ОАО «РЖД» определены зоны риска, среди которых отмечен низкий уровень оснащённости кабинетов технической учёбы в подразделениях служб и дирекций компании. Ряд служб и дирекций на Забайкальской железной дороге планирует по минимуму или не планирует вовсе финансирование содержания кабинетов техучёбы. По состоянию на 1 января 2018 года, во многих из них выявлено несоответствие в целом кабинетов техучёбы нормам, утверждённым распоряжением ОАО «РЖД». Наибольшее отклонение от этих норм наблюдается в подразделениях дирекций по ремонту пути, тепловодоснабжения, по энергообеспечению, ремонту путевых машин, эксплуатации вагонмоторного подвижного состава, в информационно-вычислительном центре ЗабЖД.

В связи с этим предлагаю внести в протокол технико-технологического совета пункт о пересмотре финансирования по данному направлению до 2020 года в сторону его увеличения, с учётом норм содержания кабинетов техучёбы. Без должного финансирования совершенствование технической учёбы невозможно. Между тем, считаю, что для этого необходимо систематически формировать электронный массив учебного материала и базу видеоуроков с максимально возможным доступом работников к сетям передачи данных, как с рабочих мест, так и в условиях передвижения к месту работы и обратно.

Также предлагаю внедрить для работников основных массовых профессий формат динамического обучения малыми группами. Кроме того, для закрепления навыков необходимо повышать возможности подразделений в использовании тренажёров, полигонов, программ компьютерного моделирования.

Наряду с этим необходимо провести анализ использования системы дистанционного обучения на предмет качества предоставления и закрепления учебного материала.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Владимир Петровых,
заместитель начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры:

– Развёрнутая длина главного хода ЗабЖД, по данным на 1 января 2018 года, превышает 6,9 тыс. км. Общая развёрнутая длина бесстыкового пути – 4 тыс. 175 км, из них – 4 тыс. 23 км по главному ходу, 152 км – по приёмоотправочным путям. Как показал факторный анализ, наибольший риск при эксплуатации бесстыкового пути составляет выброс пути, который чаще всего возникает вследствие нарушения закрепления плетей, выхода из строя деталей скреплений, укладки плетей при минусовых температурах. Кроме того, одним из факторов, вызывающих выбросы пути, является рост числа мест временного восстановления пути.

Для исключения и минимизации факторов риска подобного рода существует несколько путей решения проблемы. Это создание комплексов путевых машин, укрупнённых бригад, контроль за производством работ по сварке стыков в тёплое время года, за исполнением планово-предупредительных работ при смене скреплений. Кроме того, для повышения качества предлагается отменить ночные «окна», организовать работу по улучшению оперативности, повышению квалификации работников, занятых на модернизации и эксплуатации пути.

Михаил Хаметов,
начальник Забайкальского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры ЗабДИ:

– Для совершенствования системы рельсовой диагностики на Забайкальской железной дороге в настоящее время необходимо решить три проблемных вопроса: выполнения установленной периодичности работы дефектоскопов, содержания парка машин в исправном состоянии, укомплектованности штата специалистов в области рельсовой дефектоскопии. Имеются несоответствия требованиям в выполнения технологии, уровне качества и сроков проверок, а также качества работ, связанных с проведением неразрушающего контроля. А уровень квалификации работников зачастую не соответствует занимаемым должностям.

Есть вопросы и по техническому оснащению рельсовой дефектоскопии. Мобильные средства диагностики (автомотрисы) демонстрируют низкую эффективность и чаще всего простаивают по причине ремонта вагонно-экипажной части. Так, время простоев автомотрис в 2017 году составило 1571 механо-день. Из него плановый ремонт вагонной части составил 1358 механо-дней, внеплановый – 62 механо-дня, в то время как плановый ремонт дефектоскопного оборудования составил всего 151 механо-день. Таким образом, фактически в результате простоев в 2017 году в работе находилось 2,5 автомотрисы, в то время как вагонов-дефектоскопов работало шесть.

В конце прошлого года центр диагностики и мониторинга получил новый дополнительный вагон-дефектоскоп. С учётом второго, который должен прибыть с Горьковской железной дороги, в этом году центр будет располагать уже восемью вагонами-дефектоскопами, что повысит эффективность работы и производительность труда дефектоскопистов.

Сергей Ивчик,
начальник службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры:

– В 2017 году в ходе эксплуатации пути на ЗабЖД выявлено 481 нарушение в содержании рельсов. Из них 184 нарушения касаются стыков рельсов. Общее количество остродефектных рельсов составило 5388 штук, из них 1386 штук имеют дефекты в зоне стыка. Были организованны внеочередные осмотры изолирующих стыков. Проверено 75% дистанций пути на предмет ведения техдокументации.

Учитывая то, что Центральная дирекция инфраструктуры ОАО «РЖД» объявила 2018 год Годом стыка, мы внесли в план технических мероприятий большой перечень работ, касающихся исправления ситуации, связанной со стыками рельсов. Для снижения процента неисправностей в области стыка план предусматривает внедрение сварки по новой технологии, замену четырёхдырных скреплений в зоне стыка на шестидырные, а также усиление контроля. Вопрос о состоянии стыков на Забайкальской железной дороге мы будем поднимать на ежемесячных совещаниях по итогам работы и надеемся, что это позволит добиться поставленных результатов уже в конце года.

На фото: Вопросы безопасности передвижения грузов и пассажиров по железной дороге руководство компании и ЗабЖД ставят на первый план.

Константин Чиров




Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31