23 января 2018 13:05

Памятником чекисту стал паровоз

Работа Феликса Дзержинского на посту народного комиссара путей сообщения была оценена высоко

Осень 2017 года оказалась урожайной на даты, когда отечественные историки отмечали не только 100-летие Октябрьской революции, но и 140-летие легендарного советского наркома. Не остались в стороне от этих памятных дат наши коллеги из музея истории Забайкальской железной дороги.

– «Спешите жить», – часто говорил революционер, председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Феликс Эдмундович Дзержинский, имевший прозвище «Железный Феликс», – заметил руководитель музея Владислав Реутов.

В апреле 1921 года председатель Всероссийского Центрального исполнительного комитета Михаил Калинин подписал постановление о назначении Дзержинского на должность наркома путей сообщения. Полным развалом оценивал обстановку на железнодорожном транспорте после гражданской войны председатель Госплана Глеб Кржижановский: «Огромный транспортный механизм скрежетал во всех своих скрепах и грозил распадом. Развороченные мосты на деревянных срубах под железными фермами, перекосы полотна, убийственные стоянки-кладбища разбитых вагонов и паровозов, развалины станций. Наглые хищения грузов, рост крушений».

Череда неудачных назначений заставила Владимира Ленина остановить выбор на Дзержинском. Работу в новой должности ему приходилось совмещать с деятельностью в ВЧК, однако это не давало преференций на наведение порядка в отрасли «железной рукой». Требовалось найти взвешенный подход к решению проблемы восстановления работы транспорта. Необходимо было учиться железнодорожному делу.

Особое внимание Феликс Эдмундович уделял поездкам по стране. Первую поездку он совершил на Украину, где провёл огромную работу по подготовке железнодорожного транспорта к перевозкам продовольствия и топлива. Было необходимо организовать работу «железки» протяжённостью свыше 13 тыс. вёрст. Гражданская война, прошедшая по всей Украине, нанесла огромный ущерб отрасли. В результате поездки были приняты меры по восстановлению дорог и разрушенного крупнейшего моста через Днепр. За лето 1921 года мост восстановили, открыв по нему движение. Стали обеспечивать железнодорожников продовольствием и обмундированием.

После этой поездки нарком занялся разработкой новой схемы организации транспорта. Подготовленный им проект предусматривал значительное сокращение аппарата НКПС, предоставление больших прав железнодорожным округам и линейным отделам (дорогам).

Особое впечатление на Дзержинского произвела поездка в Сибирь в январе – марте 1922 года. Засуха, поражавшая два года подряд 34 губернии, вызвала голод в Поволжье, на Украине и в других регионах. Не было ни хлеба, ни семян для посевной 1922 года. Но в Сибири хлеб имелся, хотя его нельзя было вывезти из-за слабой пропускной способности Транссиба. В поезде нарком провёл совещание, на котором заявил, что в течение января – марта предстоит вывезти из Сибири не менее 15 млн пудов продовольствия. Предстояло ежедневно отправлять 270 вагонов вместо 33, отправляемых в декабре.

В одном из писем жене Дзержинский писал: «Я пришёл к выводу, что главная работа не в Москве, а на местах. Что две трети ответственных товарищей и спецов из всех партийных, советских и профсоюзных учреждений необходимо перебросить на места, чтобы поднять производительность труда».

Работа в Сибири дала ему много знаний. Введение платных услуг и хозрасчёта вывели транспорт из положения «иждивенца» государства в отрасль, приносящую доход. Аппарат НКПС сократили в пять раз, упразднив и бюрократический аппарат линейных отделов. Взамен создали правления дорог, кровно заинтересованные в их хозяйственной деятельности. Развитие транспорта было увязано с нуждами промышленности и сельского хозяйства, транспорт перестал быть просто «извозчиком». Итогом деятельности Дзержинского стала ХШ конференция РКП (б) в январе 1924 года, где было заявлено, что «транспорт находится в таком состоянии, когда он без особых затруднений способен удовлетворять все предъявляемые к нему народным хозяйством требования».

2 февраля 1924 года Дзержинского утвердили председателем Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ СССР), а на должность наркома НКПС назначили Яна Рудзутака.

Советское правительство высоко оценило деятельность Дзержинского на посту наркома путей сообщения, – отметил Владислав Реутов. – В начале 30-х годов ХХ века на ворошиловградском паровозостроительном заводе началось производство тяжёлых магистральных паровозов ФД-20 («Феликс Дзержинский»). Это был лучший товарный локомотив СССР, паровозы подобного класса производились только в США. 120-тонный гигант мощностью 3 тыс. лошадиных сил стал символом индустриальной мощи Советского Союза и памятником человеку, создавшему советскую транспортную систему.

На фото: Один из самых мощных советских локомотивов получил название «Феликс Дзержинский»

Иван Петров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31