26 сентября 2018 03:30
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Мушег Чарчоглян

Уроки трёх лет

На Забайкальской магистрали учатся работать по-новому

22 ноября на Забайкальской железной дороге впервые провели технико-технологический совет по тематике бережливого производства. Это должно стать переломным моментом в плане переосмысления методов управления.
– В противном случае перспектива тотальной оптимизации штата, неполного рабочего дня с каждым годом будет приобретать всё большие масштабы, – убеждён и.о. главного инженера Забайкальской железной дороги Геннадий Гусев.

Темой совета стало внедрение технологий бережливого производства, результаты, проблемы и перспективы развития. Геннадий Анатольевич, обращаясь к его участникам, заметил, что говорить о каких-либо значимых результатах реализованных проектов по оптимизации издержек на нашей дороге довольно-таки сложно. Только непредвзятое отношение к проблемам, возникающим в процессе реализации проекта, позволит объективно оценить положение дел и принять решения по действенному развитию проекта внедрения бережливого производства.

Пионером реализации этого проекта на территории Забайкальской магистрали стало ремонтное локомотивное депо Чита. Было это в 2011 году. Тогда ремонтникам удалось реализовать 15 проектов с годовым экономическим эффектом 600 тыс. рублей. Спустя год в проекте бережливого производства участвовало 69 структурных подразделений. Экономический эффект от реализации 286 проектов составил 8,5 млн рублей. Участники проектов получили вознаграждение за свой труд в размере 523 тыс. рублей.

В этом году внедрением технологий бережливого производства занимаются 90 структурных подразделений, расположенных на территории дороги, из них 55 участвуют в проекте на уровне компании. Бережливому производству в ходе семинаров обучены 296 человек. Реализация 614 проектов позволит получить годовой экономический эффект в размере более 71 млн рублей. Пока, по итогам десяти месяцев, реализовано 379 проектов с эффектом в 13,8 млн рублей. Таким образом, до конца года необходимо будет реализовать ещё 235 проектов с общим экономическим эффектом более 57,3 млн рублей. Задача сложная. Особенно для путейцев, вагонников, энергетиков. К аутсайдерам относятся дирекции тяги, управления терминально-складским комплексом, моторвагонного подвижного состава и управления движением.

Под угрозой невыполнения оказались проекты, напрямую влияющие на перевозочный процесс. У движенцев это оптимизация технологического процесса обработки транзитного поезда без изменения веса и длины, смены поездного локомотива, но со сменой локомотивной бригады по станции Чита-1, а также сокращение оборота локомотива на станции Карымская. В дирекции тяги остаются нерешёнными такие проекты, как подвод локомотивов под пассажирские поезда №№82/81, 80/79, 391/392 силами машинистов прогрева по станции Белогорск и установка приборов безопасности КОН, Л-168М для работы маневровых локомотивов с машинистами в «одно лицо» по эксплуатационному депо Чернышевск.

Причина невыполнения планов – это прежде всего самоустранение руководителей служб, дирекций, центров и линейных структурных подразделений от принятия управленческих решений по реализации проектов бережливого производства. В лучшем случае они перекладывают ответственность на своих заместителей. К сожалению, в рабочих группах нередко взваливают все обязанности на одного человека, и он тянет воз. Примеры тому, сказал Геннадий Гусев, можно найти в Забайкальской дирекции тепловодоснабжения, Читинской автобазе, службе пути и Забайкальской дирекции тяги.

Что же надо противопоставить формализму в важном деле?

По мнению Геннадия Гусева, весомых результатов от реализации проекта внедрения бережливого производства можно достичь только в случае тиражирования передового опыта и проведения единой политики во всех подразделениях территориальных дирекций. И ещё, необходимо повышать уровень знаний в области бережливого производства.

Приоритетным задачами на ближайшую перспективу становятся: расширение полигона внедрения проектов бережливого производства на территории ЗабЖД с включением в программу всех структурных подразделений региональных дирекций; повышение ответственности руководителей служб и дирекций за реализацию установленных планов и достижение целей; установление приоритета совершенствования технологий производства работ в наиболее ресурсо- и энергоёмких межфункциональных технологических процессах служб и дирекций, непосредственно оказывающих влияние на перевозочный процесс (оборот локомотива, обработка транзитных поездов с переработкой, местная маневровая работа...). Также приветствуется создание во всех дирекциях мотивационных фондов, предназначенных для развития программы проектов в области бережливого производства. Наконец, необходимо, чтобы руководители всех рангов выступали лидерами в данном процессе.

На фото: В этом году внедрением технологий бережливого производства занимаются 90 структурных подразделений, расположенных на территории дороги, из них 55 участвуют в проекте на уровне компании
Николай Гоголь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30