24 января 2019 02:48
фото: Екатерина Крюкова

За пазухой пар, а в сапогах вода

Сахалинские машинисты разных поколений рассказывают, каково работать на островной магистрали

В следующем году завершится перешивка островной магистрали на материковую колею. В прошлое уйдёт подвижной состав, но останутся истории, например, о том, как помощники машиниста на ходу подсыпали песок под колёса локомотива, чтобы преодолеть сложные подъёмы. Сахалинские локомотивные бригады всегда должны были быть готовы к трудностям и непростым задачам.

Смекалка в поездках по острову выручала часто. Особенно паровозников. Многие на Сахалине знают машиниста Бориса Медведева. Он – легенда острова, а начинал постигать железнодорожную науку через лопату.

– Моя вторая поездка с машинистом Александром Мартыновым была на Холмск. Это настоящий экзамен – 30 км сплошного подъёма до станции Перевал. Скорость при этом небольшая, 10–15 км/час. Надо вытопить и держать пар, примерно 12-13 атмосфер. Меньше нельзя – встанешь, – вспоминал он. – Старики говорили: «Через лопату всё приходит!» Всё – это понимание процессов: что, за чем и почему, и чем это может закончиться, если не уследишь. «За пазухой пар, а в сапогах вода» – это про новичков. Пока до всего дойдут, крутятся до испарины на спине, и сапоги от стекающего по телу пота мокрые. На более сложных участках уголь в топку кидал помощник машиниста, а на более спокойных – кочегар. 

Александр Курганский тягу оставил позади, ушёл в путевой комплекс. За годы работы в кабине локомотива он сотни раз проехал всю сахалинскую магистраль. Для него Борис Медведев – авторитет в профессии. На долю Курганского пришлась тепловозная эпоха. Правда, со сменой техники локомотивщикам легче не стало.

В циклон или тайфун попотеть приходилось изрядно. Особняком стоит циклон «Филис», накрывший остров в 1981 году. Поезд, который вёл Курганский, застрял между размывами. Еда закончилась, и пришлось пешком по нитям провисших рельсов бежать в соседнее селение за провиантом. На одном из участков размыло водопропускную трубу, и туда почему-то устремилась горбуша. Голыми руками можно было брать.

– Я шёл назад, вечерело. С собой японская осколочная граната (целый ящик вымыло из-под сопки недалеко от полотна). У той трубы слышу, продирается кто-то. Я тут же присел, притих. Вышел медведь, встал, смотрит в мою сторону. Метров 40 до него. А граната уже в самой руке готова взорваться! – вспоминает он. – И сам про себя рассуждаю: если брошу, а она не взорвётся… А если взорвётся, то и меня может осколками посечь. Не посечёт, так раненый медведь дело довершит… 

Так они смотрели друг на друга и думали каждый о своём. Потом медведь тяжко вздохнул и пошёл вниз под насыпь, к яме. Рыба взяла верх… А Курганский бежал с того места ещё километров пять.

В локомотивной бригаде начинал свой трудовой путь и первый начальник музея Сахалинской железной дороги Юрий Просёлков. Самым сложным для него был участок между станциями Советское и Фирсово. Здесь почему-то всегда начинало клонить в сон.

– И я начинал заводить себя, чтобы отогнать дремоту. Почему правый карман котла пустой? Хватаю лопату из рук кочегара и показываю, как надо, чтобы слой горящего угля по всей поверхности колосников был равномерным. Пять минут «разгона», и ты уже в форме, а попутно и твои помощники.

Такие истории коллекционировал железнодорожник, а ныне пенсионер, Сергей Дащинский. Свои записки он предварил цитатой из одного разговора на предприятии: «Не надо думать, что мы многие десятилетия держались лишь на японском заделе. Всё, что сегодня есть и работает, – работает лишь потому, что в него вкладывали и вкладывают наши ребята!»

На материке часто говорят, что сахалинская дорога – детская. На такие слова островитяне не обижаются, лишь говорят: «Приезжайте, поработайте у нас хотя бы год. Если продержитесь».


На фото: Быть просто хорошим машинистом или помощником машиниста на Сахалине мало. Чтобы работать в ежегодных циклонах, нужно постоянно быть готовым к подвигу
Екатерина Крюкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31