20 ноября 2018 18:35
фото: архив Натальи Ким Ок Дя

Здесь мой дом родной

Ким Ок Дя 41 год отдала станции Пугачёво, став её легендой о гордостью магистрали

У Сахалина не только удивительная история и самобытная природа. Люди здесь тоже особенные – сильные и верные своему островному миру. Одна из них – Ким Ок Дя, или, на русский манер, Наталья Ивановна Ким. На железной дороге она работает почти 50 лет, 41 год из них возглавляет станцию Пугачёво.

Написать об этой удивительной женщине посоветовал главный инженер Дальневосточной железной дороги Сергей Рябов, вернувшийся недавно с комиссионного осмотра Сахалинского региона. 

– Её личность, преданное отношение к делу стоят того, чтобы она стала героиней очерка, – сказал Сергей Николаевич. 

Ким Ок Дя – чистокровная кореянка. Её речь с небольшими паузами немного выдаёт корни, но как только заходит разговор о железной дороге – чистейший русский язык льётся мощным потоком. Так, не контролируя себя, она неосознанно открывает свою главную любовь – к железной дороге, сосредоточившуюся на небольшой станции Пугачёво. 

Непростая история семьи Натальи Ивановны для Сахалина обычна. В начале прошлого века, когда южная часть острова отошла Японии, её родителей привезли сюда из Кореи в качестве бесплатной рабочей силы. Отец был шахтёром, мама воспитывала шестерых детей. Ким Ок Дя была второй по старшинству. Когда советская власть утвердила на острове свои права, корейцам предложили вернуться на родину. Но многие из них решили остаться. 

Маленькой, хрупкой Наташе, как и её братьям и сёстрам, всё детство приходилось отвоёвывать место под солнцем. Дома они говорили на родном языке, а за его пределами – на русском. Смешное произношение, необычная внешность и чёрные, как угольки, глаза выделяли её среди сверстников. Но это только закалило характер. Для себя девочка решила: буду владеть устной и письменной речью не хуже других. Запоем читала русских классиков. Ничего не понимала в душевных перипетиях героев Толстого, Бунина, Чехова, но сердце разрывали переживания. Эту жизнь маленькая Ок Дя воспринимала чувствами. 

После школы Наташа решила выучиться на врача, но в мединститут по конкурсу не прошла. Вернулась в родное Взморье и совершенно случайно увидела объявление о том, что требуется стрелочник.

– Начальник станции встретил меня хмуро. Недоверчиво посмотрел на щуплую фигуру и повёл показывать, как переводить стрелку, – рассказывает Наталья Ивановна. – Направление на медкомиссию он мне вручил со словами: «Надеюсь, врачи тебя забракуют». Но уже через некоторое время я начала работать. Мужчины подтрунивали надо мной, когда я всем телом висела на стрелке или чистила снег. А его на Сахалине наваливает много – по полметра и выше. Но я молча делала своё дело. 

Однажды на глазах Ок Дя произошла трагедия.

– Я ограждала хвост на соседнем пути, как вдруг увидела: идёт чётный поезд и подаёт тревожный сигнал. Но предпринимать что-то было уже поздно, из-за отказа тормозов состав врезался в полувагоны, машинист погиб, – вспоминает Наталья Ивановна. – Тогда две мои подруги, с которыми мы работали вместе на станции, решили уволиться. А я, наоборот, пошла учиться на дежурного по станции. Так полюбила своё дело, что ничто не смогло меня свернуть с этого пути.

Потом Ок Дя несколько лет работала на станции Цапко, а в марте 1977-го её перевели начальником на Пугачёво.

Эта маленькая станция, плотно окружённая сопками, в одноимённом посёлке занимает центровое место. Она задаёт здесь тон всей жизни. Раньше в Пугачёво грузили лес. 

– А сегодня мы помогаем перешивать колею. Грузим старые шпалы для утилизации, – продолжает Наталья Ивановна. – Планировала уже увольняться, мне ведь 68, а тут такие грандиозные дела. Теперь думаю: пущу первый поезд по большой колее и уйду.

Гостеприимство Натальи Ивановны известно всем, кто хоть раз останавливался на станции Пугачёво. Неважно, кто ты – начальник дороги, ревизор, путеец или обычный пассажир, застрявший здесь из-за непогоды, она неизменно накормит своими фирменными пирогами. Ухоженная станция стоит, как невеста, украшенная клумбами. Несмотря на суровую и обманчивую сахалинскую погоду, Ок Дя постоянно экспериментирует с цветами, лелеет их.

– Мы всегда жили в бараках. А когда я стала начальником, захотелось станцию сделать домом, чтобы всем здесь было хорошо, – скромно улыбаясь, говорит она. 

– А в Корею не тянет? – напоследок спрашиваю я.

– Два раза была у сестёр в Сеуле, но всегда хотела вернуться на Сахалин. Дочь вот шутит: «Мама ты любишь железную дорогу больше всего на свете», – вздыхает Ким Ок Дя. 

И свою маленькую родную станцию, хочется добавить за нашу героиню. Но это понятно и без слов.


На фото: Наталья Ивановна недавно получила высшее звание «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»
Наталья Кузьмина