20 января 2019 06:46
фото: архив «ДВМ»

Бамовские «старики-разбойники»

Ветераны готовы рисковать ради новых экспонатов для музеев железнодорожных предприятий

На Дальневосточной железной дороге началась подготовка к 45-летию Байкало-Амурской магистрали. Весь следующий год будет посвящён этой дате. В Комсомольском территориальном управлении – бум музейного дела. Ветераны открывают новые комнаты трудовой славы, где собирают материалы, рассказывающие о строителях БАМа.

Первые комнаты трудовой и боевой славы у железнодорожников начали появляться после Великой Отечественной войны. Фронтовики остро почувствовали, что историю нужно сохранять и беречь. Их потомки продолжают начатое.

Как отмечают ветераны, это дело энтузиастов. В музейной комнате боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск у каждого экспоната две истории: о его роли в развитии предприятия и о том, как он оказался на музейных стендах.

Идея собрать документы и артефакты, повествующие об истории комсомольского локомотивного депо, принадлежит бывшему машинисту тепловоза, ветерану депо Владимиру Бицко. Его поддержал коллектив предприятия. Большую часть вещей и документов для будущих экспозиций принесли машинисты, слесари-ремонтники, другие работники депо. Музей создавался на общественных началах. 

Все находки здесь представлены в хронологическом порядке: история военных лет, годы трудового героизма и восстановления народного хозяйства, затем перестроечное время, трудные 90-е годы. Один из экспонатов – Трудовое Красное Знамя – как раз из этого периода. Коллектив получил его в 1990 году от Министерства путей сообщения.

Поддержать идею и принести экспонат – подспорье в работе хранителя истории. Однако кроме этого всё собранное нужно систематизировать и организовать. Тут большая часть работы ложится на плечи ветеранов-энтузиастов. Все экспозиции музейной комнаты созданы её бессменным руководителем Владимиром Бицко.

Заброшенный Пиванский тоннель – место опасное, но оно всегда привлекало любителей старины. Из-за бездействия местных властей здесь появилась свалка. Волонтёры пытались чистить сооружение, но мусор прибывал. В итоге он заполнил штольню. Один из выходов засыпали грунтом. Чтобы найти новые экспонаты, хранитель музея продирался через эти залежи. Из похода он вернулся с находками для своего музея. Это был первый тоннель БАМа. Здесь в 1940-1941 годах работали заключённые Нижне-Амурского лагеря НКВД.

На территории локомотивного депо Комсомольск есть мемориальный комплекс, на плитах которого увековечены имена работников предприятия, погибших в годы Великой Отечественной войны. Именно благодаря материалам музейной комнаты боевой и трудовой славы, подготовленным хранителем музея, председателем совета ветеранов войны и труда депо, почётным железнодорожником Владимиром Бицко, на плитах мемориала появились имена фронтовиков-деповчан.

В Комсомольской региональной ветеранской организации главный идейный вдохновитель музейной деятельности – председатель совета Владимир Зуев. Он не только помогает коллегам создавать музейные комнаты, но и проводит выездные мероприятия, посвящённые деятельности железнодорожников. Во всех музеях отражены несколько этапов работы магистрали. Как правило, выделяют довоенный и послевоенный периоды, годы войны, историю предприятий региона, дороги, трудовые и ратные подвиги железнодорожников.

Ветеранское музейное сообщество – это особый клуб. Здесь принято помогать коллегам и делиться архивами, фотографиями, экспонатами. Ветераны, как никто другой, понимают: где предмет родился и служил, там он и должен пригодиться в музейной деятельности. Как и поколение фронтовиков, ветераны сейчас остро чувствуют необходимость сохранения памяти поколений и передачи её молодёжи.


На фото: Владимир Бицко (слева) рассказывает об экспонатах музея. Трудовое Красное Знамя коллектив комсомольского локомотивного депо получил в 1990 году
Екатерина Крюкова