23 сентября 2018 18:47
фото: архив «ДВМ»

Их труд приблизил час Победы

Железнодорожники помогали строить самолёты и танки, приближая Великую Победу

Известный всем лозунг «Всё для фронта – всё для победы» максимально точно описывает обстановку в стране во время Великой Отечественной войны. История помнит отважные трудовые подвиги железнодорожников, которые своими силами собрали деньги на строительство танковой и авиационной колонн.

После сообщения о том, что германские войска вторглись на территорию Советского Союза, люди начали перестраивать экономику на военный лад.  Железнодорожники так же, как и все, перешли на особое положение. Работники стали активно участвовать в патриотических движениях за соз¬дание фонда обороны и в проведении массовых воскресников. Уже 3 августа 1941 года настроенные на победу Красной армии десятки тысяч железнодорожников Дальнего Востока вышли на трудовую воскресную вахту. 

Работники Дальневосточной железной дороги не упускали возможность вступить в социалистическое соревнование. Их называли лунинцами, в честь Николая Лунина – инициатора соревнований между железнодорожниками. В «Пограничном транспортнике» за декабрь 1941  года напечатана заметка «Новое достижение лунинцев хабаровского депо». Автор заметки, секретарь партбюро Хабаровск-2 Н. Антонов, сообщает, что, внедряя метод кооперированного ремонта, за последние дни бригада старших машинистов тт. Серенкова, Михайлова, Кулачка и Валова собственными силами выпустила из промывки свои локомотивы. Только на ремонте четырёх паровозов сэкономили для нужд фронта 14 тысяч рублей. Такими небольшими вложениями каждый участвовал в обороне страны.

Железнодорожники жертвовали свой заработок. Один, два или три дня рабочие трудились бесплатно и вырученные с этого средства отчисляли в фонд обороны. Об этом свидетельствует заметка инструктора политотдела дороги Ф. Голдобина. В № 132 газеты «Пограничный транспортник» за декабрь 1941 года он рассказал о том, что железнодорожники решили отчислять до конца войны ежемесячно однодневный и двухдневные заработки, а коллективы депо Вяземское и мастерских отчисляют трёхдневный заработок. На декабрь 1941 года набралось более 1,5 миллиона рублей!

В той же заметке мы узнаём, что «подхватив инициативу комсомольцев Хабаровского края, коллектив дороги на 15 октября собрал 504 тысячи 315 рублей на строительство эскадрильи самолётов «Хабаровский комсомол». Об этом в «Пограничном транспортнике» не раз скажут позже. Каждая станция, каждое отделение сообщали в газете сколько  собрали средств на строительство звена бомбардировщиков. 

С первых военных лет многие труженики тыла перевыполняли нормы, проявляли инициативу и смекалку, вносили рационализаторские предложения. 

В музее локомотивного депо Хабаровск-2 бережно хранится телеграмма, в которой говорится, что «коллектив паровозного отделения и паровозного депо Хабаровск-2 Дальневосточной железой дороги, воодушевлённый победами нашей доблестной Красной армии и стремясь ускорить час окончательного разгрома ненавистного врага, внёс из своих личных средств 250 тысяч рублей на постройку танковой колонны».

В телеграмме деповчане просят т. Сталина присвоить танкам, построенным на их сбережения, имя «Хабаровский паровозник». «Пусть наши танки несут смерть немецким захватчикам», – словом чеканит телеграмма.

Начальник музея локомотивного депо Хабаровск-2 Александр Затолокин сообщил, что была ещё одна телеграмма, ответная, из Москвы, но документ, к сожалению, не сохранился. В ней содержалась благодарность от руководства страны всем дальневосточным железнодорожникам за ценный вклад в победу Красной армии. Бумага не сохранилась, но в нашей памяти осталось большое дело.


На фото: Работники дороги – бойцы всевобуча неустанно осваивали военную технику во время Великой Отечественной войны
Наталья Киреева