25 сентября 2018 09:16
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Наталья Кузьмина

Проверка на надёжность

Ноу-хау Александра Кулагина позволяет успешно диагностировать тепловозы

Слесарь-электрик по ремонту радиоэлектронного оборудования Уссурийского локомотиворемонтного завода Александр Кулагин всю жизнь что-то придумывает. Он считает, что для рождения изобретения больше нужны не особые условия, а творческая интуиция, и желание облегчить свой труд и труд товарищей по цеху.

Наш герой, несмотря на форменную одежду, уравнивающую всех, выглядит как человек из науки. Интеллигентное лицо, отстранённый, но в то же время глубокий взгляд, умеющий ухватить в очевидном иной, более важный смысл, борода, придающая серьёзности. Выделяет его и хорошо поставленная, размеренная речь. Как оказалось, на заводе он – новичок. Перед тем как попасть на УЛРЗ, прошёл хорошую «школу» КИПов.

– По жизни я рационализатор. И мне лучше один раз сесть, хорошо подумать и выдать «на гора» предложение, позволяющее оптимизировать производственный процесс, чем потом тратить время, занимаясь неблагодарным делом, – рассказывает Александр Николаевич. – Опыт же у меня самый разнообразный – работал дежурным электрослесарем на Приморской ГРЭС, начальником отдела на Уссурийском картонном комбинате, долго занимался собственным бизнесом и киповский стаж у меня 7 лет. На завод пришёл в декабре прошлого года. И сразу параллельно начал заниматься рационализаторской работой. 

В обязанности Александра входит ремонт электроники – «сердца» любого механизма, от которого напрямую зависит самочувствие тепловоза. Поэтому любое толковое рационализаторское предложение позволяет точечно убирать проблемные места.

– Первая идея родилась сама собой. Я ещё удивился, что раньше до неё никто не додумался. Мне, наверное, помог тогда свежий, незамыленный взгляд, – объясняет Александр. – Суть заключается в следующем: система кондиционирования кабины в локомотиве состоит из четырёх блоков – блока питания и силового управления, контроля, охлаждения, расположенного на крыше машины, и, собственно, кондиционера, и всем этим хозяйством управляет электроника, задаёт необходимые параметры. Я сделал прибор, позволяющий проверить по отдельности функциональность всех этих составляющих. А раньше надо было соединить все блоки и только тогда испытывать. Иначе говоря, электронную часть теперь не обязательно переносить в локомотив. Вся диагностика происходит здесь, на моём рабочем месте. Это значительно облегчает и ускоряет работу.

По словам Александра, придумать и воплотить в жизнь идею было несложно, зато польза ощутима для всех. 

– Прибор позволяет смоделировать работу кондиционера и определить его работоспособность. Он снижает трудоёмкость ремонта и гарантирует отсутствие дефектов после монтажа, – отмечает Александр Кулагин. – Часть работ по проверке системы на заводе раньше делали после монтажа. И на этом этапе мы часто фиксировали неисправности, которые ликвидировать в локомотиве было непросто, да и физически неудобно. Сейчас, повторюсь, всё сводится к простому подключению и тестированию прибора для выявления неисправности. На рабочем месте проще поменять элемент – это займёт полчаса, чем на локомотиве, где потратишь на то же самое полдня. Я облегчил задачу себе и монтажникам. И потом, когда тепловоз сдаётся на приёмку в эксплуатацию, и вдруг что-то идёт не так, сужается участок поиска неисправности – за своё оборудование я уверен. Я его тщательно проверил и испытал. 


На фото: Техническому прогрессу способствует не только склад ума человека, но и его жизненная стратегия, стремление облегчить себе задачу, уверен Александр Кулагин
Наталья Кузьмина