20 ноября 2018 14:40
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Наталья Кузьмина

Креатив по штатному расписанию

Ставка на командную работу, профессионализм и творчество даёт хороший рационализаторский эффект

Принято считать, что открытия рождаются случайно. Однако, если создать питательную среду для инноваций, результат превосходит самые оптимистичные ожидания. В эксплуатационном вагонном депо Уссурийск есть свой секрет, позволяющий успешно мотивировать коллектив на рационализаторскую работу и реализовывать неординарные проекты. На вопросы корреспондента отвечает главный инженер эксплуатационного вагонного депо Уссурийск Алексей Коваленко.
p1-12.jpg
– Алексей Александрович, какой используете «арсенал» для привлечения рационализаторских идей?
– Ответ на этот вопрос прост и одновременно сложен. Постоянный контакт с людьми помогает не только держать руку на пульсе, но и понять, как подтолкнуть человека к занятию техническим творчеством. У нас в депо, например, много людей рабочих специальностей, которые готовы делиться разными интересными предложениями. Но для того чтобы та или иная идея прошла путь от начала до реализации, руководителю необходимо подключиться к процессу. И это нужно делать не номинально, сидя за столом в кабинете, а на производственных участках – там, где кипит работа. 

Именно поэтому рацпредложения, которые мы выдвигаем на различные конкурсы, у нас рождаются в связке. Заинтересованность руководства предприятия в процветании рационализаторской работы играет ключевую роль. Один из самых ярких примеров поддержанной инициативы – достижения слесаря-электрика по ремонту электрооборудования Константина Бакланова. По итогам 2017 года он стал лучшим новатором технического творчества в депо, внедрив три рационализаторских предложения с общим экономическим эффектом 266 тыс. рублей. 

– Приведите пример наиболее яркой и значимой разработки.
– Проект «Автоматизация системы сброса конденсата на установке АСДТ-5К» мы с Константином Баклановым разрабатывали вместе. Его суть заключается в следующем. На ПТО, расположенном в парке станции Уссурийск-2, осмотрщики-ремонтники вагонов во время техобслуживания грузовых вагонов делают полное опробование тормозов. Определить же и устранить неисправности тормозного оборудования им помогает автоматизированная система диагностики тормозов (АСДТ-5К). Однако в процессе эксплуатации происходят сбои в работе установки, которые могут вывести её из строя. Причина – конденсат, который накапливается в воздухосборниках. Из-за обильной влаги происходит отрыв резино-текстильного кольца от основного клапана. Между тем, если сама установка производится в Рязани, то комплектующие поступают из США. Поэтому оперативная замена практически невозможна – запасных частей нет, а процесс восстановления работоспособности клапана весьма трудоёмкий и длительный. И, конечно, долгий простой АСДТ-5К, который выполняет важную функцию по диагностике неисправностей в вагонах, чреват серьёзными последствиями. 

– Получается, вы придумали идею, работающую на импортозамещение?
– Можно и так сказать. Нашим предложением стал электропневматический клапан. Как он действует? Перед установкой расположены резервуары. Воздух попадает в ёмкость под давлением. И если возникает конденсат, он сразу же стекает вниз. Внизу воздухосборника мы вмонтировали клапан. И через определённое, запрограммированное время (20 секунд) происходит сброс влаги и вывод её через гибкие шланги. Таким образом, в процессе работы компрессора происходит постоянное сбрасывание конденсата из воздухо¬сборников. И если раньше осмотрщики-ремонтники вагонов по несколько раз в день, особенно в переходный период весна-осень, делали эту работу вручную, то теперь мы этот процесс автоматизировали. Реализованная идея позволила не только повысить качество технического обслуживания вагонов, но и снизить непроизводительные потери. В итоге экономический эффект этого предложения составил почти 208 тыс. рублей. При этом это предложение мы будем дорабатывать и тиражировать на своих участках. 

– Цифровые технологии служат для вас источником вдохновения? 
– Да, мы используем современные технологии. Так, в основу одной из наших идей два года назад лёг принцип системы беспроводной связи Wi-Fi. На пункте технического осмотра вагонов станции Находка, где работает автоматическая система диагностики тормозов АСДТ-2К, у нас возникла проблема. Часто происходили повреждения кабеля, который связывал компьютер в модуле установки с рабочим местом оператора ПТО (между ними расстояние около 1 км). На устранение порывов требовалось много времени, финансовых затрат – расходы на монтажные работы доходили до полумиллиона рублей. Кроме этого необходимо было заказывать «окна», поскольку кабель проходил под железнодорожными путями. В итоге было решено организовать доступ в сеть по Wi-Fi. 

Мы поставили точки доступа. Сигнал спокойно принимается на расстоянии трёх километров. Внедрили этот проект в Уссурийске – в чётном парке, в Находке, сейчас на очереди Находка-Восточная и чётный парк станции Уссурийск. Герметичность Wi-Fi-роутера доработали. 

Есть ещё идея, в разработке которой также участвует Константин Бакланов, – ввести удалённое перепрограммирование работы компрессорных установок нового образца. В них расположен мини-процессор. Он считывает количество рабочих часов компрессора, показывает, через какое время необходимо заменить масло, фильтры и т. д. – своеобразный мини-робот. И когда подходит время, компрессор автоматически останавливается. Это может произойти и из-за скачков напряжения. Чтобы исправить ситуацию, необходимо отправить работника, который перезапустит его. А это и время, и командировочные расходы – расстояние из Владивостока до Находки, например, почти 200 км. Поэтому мы сейчас работаем над программой, которая позволит регулировать работу установки удалённо, через специальное мобильное приложение. Она будет контролировать состояние компрессора в реальном времени и заранее формировать бригаду. Это наши будущие планы. Но ведь, не секрет, что все серьёзные рационализаторские предложения требуют финансовых вложений, и именно это является сдерживающим фактором развития. Но мы стараемся делать всё возможное, ведь от нашей работы зависит ключевой вопрос – безопасность движения поездов. 


На фото: Одна из идей слесаря-электрика Константина Бакланова в этом году будет участвовать на конкурсе инновационных проектов «Новое звено»
Беседовала Наталья Кузьмина