21 июля 2018 16:25
фото: Георгий Куниловский

Соотношение погрузки и выгрузки изменится

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод за первое полугодие отгрузил по железной дороге более 2,917 млн тонн нефтепродуктов, что почти на 158 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост погрузки должен увеличиваться и далее. Нефть будет поступать на переработку по подключённому к заводу отводу от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО).

Проектная мощность завода по переработке нефти – 8 млн тонн в год. Труба от ВСТО, по которой должно поступать сырьё, как раз и рассчитана на пропуск такого количества. Компания «Транснефть» уже завершила свою часть работ по её строительству. До этого специально для отвода были построены нефтеперекачивающие станции и линия электропередачи. Пусковой этап займёт ещё какое-то время, затем начнутся изменения в технологии транспортировки нефти на завод. К ним уже готовятся. Операторы, перевозчики сырой нефти, считают, что такие перемены обернутся уменьшением объёмов перевозок.

– После подключения Комсомольского нефтеперерабатывающего завода «Роснефти» к системе трубопроводов ВСТО высвободится парк железнодорожных цистерн в размере 3–5 тыс. единиц, – рассказывает о проблеме своего предприятия председатель совета директоров компании «Трансойл» Игорь Ромашов. – Тенденция остаётся такой: трубопроводный транспорт, конкурируя с железной дорогой, побеждает за счёт цены.

– Мы прогнозируем, что, когда запустится труба на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, количество перевозимой нефти и нефтепродуктов снизится, – говорит представитель другой операторской компании, член правления ООО «ИСР Транс» Олег Яценко. – К концу 2018 года мы увидим падение объёмов перевозок. 

Работники станции Дзёмги, которая обслуживает Комсомольский НПЗ, однако, пока не видят резкого уменьшения количества цистерн с нефтью. По их сведениям, составы с нефтью продолжают идти со станции Уяр на Комсомольск-на-Амуре приблизительно в том же количестве. А идёт ли нефть по трубе на завод и перерабатывается ли она, – об этом официальные источники «Роснефти» пока молчат. Не даёт ответа и пресс-служба Комсомольского НПЗ. В частности, этот вопрос не прояснили и на встрече руководителей дочерних обществ НК «Роснефть» с представителями краевой власти и городского муниципалитета, проведённой 1 июля в Комсомольске-на-Амуре. 

Зато есть ясность в вопросе о том, на какие объёмы погрузки нефтепродуктов выйдет станция Дзёмги в ближайшее время. В июне, в связи с частичной приостановкой на ремонт, Комсомольский НПЗ отгрузил на 200 тыс. тонн меньше, чем обычно – 351,3 тыс. тонн нефтепродуктов. В июле нефтепереработчики дали заявку на отгрузку уже 570 тыс. тонн – ремонт в основном закончился. В последующие месяцы следует ожидать отгрузку более 600 тыс. тонн нефтепродуктов. 

Ну а если в 2018 году отвод заработает в полную силу, то у железнодорожников уже есть вариант новой технологии работы станции Дзёмги. Выгрузка сырой нефти уменьшится, и возможно резко. Уменьшится и количество цистерн, гружённых нефтью. И в то же время с ростом объёмов производства и повышением качества продукции, на которые нацелен завод, увеличится приём порожних цистерн под светлые нефтепродукты. 


На фото: В скором времени Комсомольскому НПЗ потребуется значительно меньше цистерн под налив мазута
Георгий Куниловский