14 ноября 2018 23:05
фото: Екатерина Крюкова

На всех парах по маршруту Победы

50 пассажиров ретропоезда отправились в путешествие по волнам памяти и под стук колёс паровоза

На обновлённой пассажирской платформе вокзала Хабаровск-1 утром 8 мая возрастало оживление. Дети и взрослые толпятся вокруг паровоза серии Е. Украшенный флагами и еловыми лапами, он дымит, в кабине разводят пары, чтобы отправиться в праздничную поездку. Гудок. Посадка завершена. Под звуки духового оркестра поезд двинулся в путь.

– Паровоз – великая машина. Он совершил настоящую техническую революцию. Правда, маломощные они и работать на них тяжело, – заводит разговор в своём купе участник Великой Отечественной войны Иван Близнюк. В ретропоезде он путешествует уже четвёртый раз. С каждым рейсом таких, как он, участников боевых действий, всё меньше. В этом году всего двое. – А помните, был паровоз «Федя» (ФД – Феликс Дзержинский)? Он много мог везти, но всё на своём пути разрушал. На западе за ним рельсы перекладывали. Какая машина была!

В ретропоезде проводники в современной форме чай разносят в тех самых подстаканниках, что были во времена, когда на Дальнем Востоке ходили паровозы. Поезд идёт плавно, почти плывёт по бесстыковому пути. Ветераны пьют чай с конфетами и беседуют.

За несколько дней до этой поездки паровоз прибыл в локомотивное депо Хабаровск-2. Специалисты Дальневосточных дирекций по ремонту тягового подвижного состава и тяги готовили его к праздничной работе. Кроме обязательного освидетельствования котла, установили современные приборы безопасности.

И вот ретропоезд отправляется в путь. Железнодорожники выходят его провожать. Особенно много людей собралось у локомотивного депо: сколько труда вложено в эту машину ради нескольких часов работы! Для локомотивщиков 8 мая – день особенно напряжённый. Техника старая, и всегда есть опасение: вдруг машина в пути «закапризничает» и остановится. Но паровоз никогда ещё не подводил их: пыхтел, но до конечной остановки честно доезжал собственными силами. И каждый раз локомотивная бригада в конце пути признаётся: переживали всю поездку.

– А вот и мой участок. Я здесь с 14 лет «мантулила», – глядя в окно, рассказывает ветеран Шестой Хабаровской дистанции пути Анастасия Матыцина. – Смотрите, как чисто, как хорошо стало. А ведь когда мы только приехали, здесь грязища была – страшно вспомнить, ещё и слякоть. Рельсы по головку были завалены. Я всю войну работала, но даже тогда такой грязи на железной дороге не было.

Пассажиры ретропоезда – дети войны, труженики тыла. Сегодня им по 70–80 лет, они, последние свидетели тех лет, готовы рассказывать о Победе.

В вагоне грянули «Катюшу». Участники хора «Россияне» хабаровского Дворца культуры железнодорожников проходят по вагонам, останавливаясь, чтобы спеть вместе с пассажирами. Семья Гах подхватывает каждую песню. Когда артисты хора вместе с баянистом дошли до них, задержались надолго: объятия, поздравления.

– Мы с мужем долго пели в «Россиянах», но три года назад оставили хор: тяжело ходить на репетиции, возраст уже, – говорит Альбина Гах. – Теперь мы только зрители, из зала подпеваем.

Паровозный гудок оглашает окрестности станции Хабаровск-2. Конечная остановка праздничного маршрута – площадь перед Дворцом культуры железнодорожников. Здесь гостей ждали театрализованное представление, митинг, выставка ретротехники, парад и возложение цветов к Вечному огню.

– 73 года прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. Этот праздник – наша гордость, наша память, наша скорбь, – обратился к участникам митинга начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин. – Трудно представить, как давалась Победа, в каких условиях работали железнодорожники. Они выполнили задачу. Завтра мы пройдём в колонне «Бессмертного полка», чтобы почтить память тех, кто отдал жизнь во имя этого солнечного, праздничного дня.


На фото: Труженица тыла Серафима Харитонова всегда приходит на митинг с правнуками
Екатерина Крюкова