25 сентября 2018 03:52
фото: Наталья Кузьмина

Дело всей жизни

В трудовой книжке Ольги Струц всего одна запись, сделанная 40 лет назад

В свой 18-й день рождения наша героиня пришла в отдел кадров Уссурийского локомотиворемонтного завода. Мысли остаться здесь на всю жизнь у молодой красивой девушки не было. Но с тех пор как миг пролетело больше сорока лет. Сегодня Ольга Струц, владеющая редкой рабочей профессией электромонтажника-схемщика, является на заводе незаменимым человеком.

Электроаппаратный цех Уссурийского локомотиворемонтного завода – один из самых сложных. Здесь собирают электрическую начинку тепловозов. На одном из участков женщины уверенно и вдохновенно плетут «макраме» из сотен полосатых проводков, у каждого из которых есть свой порядковый номер. На один макет, например, уходит почти 800 наконечников, и, чтобы их нацепить, приходится сделать 800 жимов плоскогубцами. 

– Отличный эспандер, – пытаюсь пошутить я, восхищённая ловкими движениями работниц. 

– Только с утра кисти рук не чувствуешь, разжать не можешь, а к обеду ничего, разрабатываются, – улыбаясь, говорит Ольга Струц. 
В электроаппаратном цехе трудятся 120 человек, 20 из них – подопечные Ольги Александровны. 

– Мои девочки – замечательные. Им не надо объяснять, насколько важен наш фронт работы и сколько может стоить ошибка, – говорит Ольга Струц. – Мы обеспечиваем заготовки для тепловозов: все до единого провода – наша вотчина, мы надеваем на них наконечники, разъёмы паяем и т. д. А мальчишки всё это «хозяйство» устанавливают в машины. 

По словам начальника цеха Сергея Иванникова, Ольга Александровна – признанный корифей завода.

– Я работаю с ней с 2005 года, тогда ещё мастером был. И благодаря именно таким опытным наставникам, как она, я стал руководителем, – считает Сергей Иванников. – Ольга Александровна – не только профессионал высочайшего класса, но ещё и очень надёжный и преданный делу человек. Если случается аврал и надо выйти в ночную смену, она всегда поддержит и вдохновит своим примером коллектив. 

…Ольга Александровна родилась в Уссурийске, в железнодорожной семье. Родители работали в дистанции пути: мама – бухгалтером, отец – монтёром пути.

– После школы я не поступила в сельхозинститут, поэтому временно устроилась на завод копировщиком, – улыбается она. – Но настолько втянулась, что решила через год подать документы в железнодорожный вуз на специальность «тепловозы и тепловозное хозяйство». В итоге 10 лет проработала технологом. А потом неожиданно для всех «спустилась» из кабинета в цех, став электромонтажником. Мне здесь всё нравилось. Работа разнообразная, заставляющая думать, ведь на каждый локомотив требуется определённая схема. Когда завод начал осваивать ремонт тепловозов с унифицированными пультами, пригодился и мой инженерный опыт. Я принимала активное участие в разработке технологии ремонта.

Сегодня на заводе работает не только Ольга Струц, но и её муж, сын, дочь и невестка.

– Свёкор, почётный железнодорожник, тоже начинал свою биографию на заводе, в колёсном цехе. У нас большая династия, – говорит она. – Поэтому, отвечая на вопрос, чем для меня является завод, скажу так: это моя большая семья. В первую неделю отпуска, например, места себе не нахожу, так тянет в цех. Я уже три года на пенсии, но пока есть силы, а главное, желание – буду работать. Ведь время меняется так быстро, всё простое уходит в прошлое. И приходится постоянно пополнять свой банк знаний, чтобы не отстать от технического прогресса. Но мне эта динамика по душе. Активность даёт возможность чувствовать себя нужной заводу и, конечно, людям.


Уважение к профессии Ольга Струц смогла передать своим детям, которые после вуза тоже пришли на УЛРЗ
Наталья Кузьмина