22 июля 2018 23:20
фото: Екатерина Крюкова

Не поздно жизнь переменить...

Тотальная занятость железнодорожника – сомнительный повод отказаться от пополнения в семействе

Если женщина глава семьи, вопрос «Как успеть всё?» стоит особенно остро. А если она ещё и руководитель, и работа у неё разъездная, то это вообще высший пилотаж. Асом в этом деле можно назвать начальника поезда пассажирской компании «Сахалин» Ольгу Куркину. Мама четверых детей, дважды бабушка и профессионал рекомендует не бояться перемен.

В коллективе резерва проводников Южно-Сахалинска можно услышать много женских историй о том, как случайно попали в проводники, из любопытства или пришли за стабильностью. Ольга Васильевна прожила все эти истории за одну жизнь. 

Железнодорожником она стать мечтала. Школу окончила хорошо, поэтому уверенно готовилась поступать в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но случилась любовь. Чувства не позволили уехать с острова, и она вместо института поступила в железнодорожное училище. Родители заняли стойкую позицию: дочка решила – значит, это правильно. В 1981 году Ольга окончила училище с красным дипломом.

– Первое время было тяжело, учитывая наши сахалинские погодные условия. Тогда ходили маленькие японские вагончики, и купейные, и общие, которым в то время было уже по 20 лет, – вспоминает она бытовую сторону профессии своей мечты. – Печки в них маленькие совсем, и топить их было сложно. Топили углём. Зимой путь заметало, и в заносах стояли по несколько дней. Мне тогда было 18. Не все девочки, которые со мной пришли работать, выдерживали. Но я никогда не разочаровывалась в профессии.

Четыре года она работала и заочно училась в железнодорожном техникуме. Когда в 1985 году получила диплом, с железной дороги ей пришлось уйти по семейным обстоятельствам.

– Перерыв был девять лет. Снова я пришла на железную дорогу только в 1994-м и работаю по сей день, – рассказывает Ольга Васильевна. – Время было тяжёлое. Устроиться на железную дорогу было сложно, но меня взяли, потому что помнили, как я работала.

Заработок на железной дороге, по меркам 90-х, был хороший. А у неё на руках трое детей. Поэтому трудилась не покладая рук. Эту работу она знала, любила, поэтому возвращаться было не страшно.

Помог и коллектив. Руководители остались в основном те же, и работали те, с кем она начинала. Все друг друга знали, многие учились вместе.

– Дети у проводников привыкают одни оставаться. Хорошо, у кого папы-бабушки есть, а у моих папы тогда не было, – вспоминает она. – Старший сын был ответственный, смотрел за младшими.

Дети выросли такие, что маме не стыдно за них. Одна из дочерей тоже железнодорожник, работала билетным кассиром, а сейчас в декрете. И сын перенял от мамы любовь к железной дороге, трудился машинистом. Пришлось уволиться, но те годы он всегда вспоминает с теплотой.

В 1990-е Ольга Васильевна воспитывала детей, работала и успевала учиться. В 1996 году поступила на третий курс университета, как и мечтала после окончания школы. В 1997-м её начали ставить подменным начальником поезда.

– Сначала было страшно отвечать за весь коллектив. Пришлось перебороть страх. Потихоньку всё пошло-поехало, – рассказывает она о тех годах. – Тогда всё и начало меняться. Появились новые вагоны. Люди были счастливы. Японские вагоны настолько старые, что протопить их было уже невозможно. Зимой у пассажиров волосы к окну примерзали. Проводник постоянно у печки сидел.

Некоторое время она работала инструктором, начальником резерва проводников.
– Когда ты на руководящей должности, времени на семью остаётся мало. Я решила, что хочу четвёртого ребенка, и вернулась на поезда, – рассказывает наша героиня. – Так я точно знаю, что у меня будет время на семью, вызвать могут только по форс-мажору.
Муж её поддержал. Несмотря на возраст, они решились на четвёртого ребёнка. Сейчас дочка учится в восьмом классе, радует родителей. Если ты хочешь детей, никакая загруженность тебя не остановит, а карьеру можно построить и с тремя, и с четырьмя детьми.


На фото: Ольга Куркина советует всё делать по любви: и выбирать работу, и создавать семью
Екатерина Крюкова