26 апреля 2018 04:26
фото: Наталья Кузьмина

Риск в нашем деле не уместен

Почему к вопросу обеспечения пожарной безопасности на железной дороге необходимо подходить системно

Пожар, унёсший жизни людей в Кемерово, стал жестоким уроком для всех. Он показал: в основе большинства трагедий лежит халатное отношение к безопасности. Сегодня в стране началась тщательная проверка мест массового скопления людей, в этот список попали и железнодорожные объекты. Противопожарная готовность должна быть поставлена во главу угла и вестись системно. На вопросы корреспондента отвечает начальник Владивостокского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Дальневосточной железной дороге Магомед Абакаров.
1-2.jpg
– Магомед Абдусаламович, трагедия в Кемерово вскрыла «нарыв» – сегодня малый и средний бизнес пытаются отвечать за безопасность только на бумаге… 
– И этому способствовал ряд решений, принятых на законодательном уровне. Так, в 2016 году вступило в силу постановление об освобождении компаний от проверок надзорных органов – пожарной службы, санэпидемстанции, энергонадзора и т. д. сроком на три года. Основной мотив – слишком пристальное внимание воспринимается как давление. А с другой стороны, безопасность, особенно противопожарная, – это ежедневная, системная контролирующая работа, притормозив которую, мы делаем ещё более уязвимой зону риска. 

Второй серьёзный момент – сегодня многие частные компании, получив лицензию, «заходят» на предприятия железнодорожного транспорта, чтобы оказывать свои услуги: по заправке огнетушителей, проверке пожарной сигнализации, систем оповещения и т. д. Но, как показывает практика, на деле ставка делается не на качество, а на дешевизну. Такие фирмы выигрывают тендер на работы, максимально сбив цену на свои услуги. Вот один из последних примеров: на железнодорожных вокзалах Приморья пожарные краны курирует компания из Самары. Акты выполненных работ регулярно уходят наверх, а ведь для постоянного контроля их специалисты должны постоянно находиться на месте. Нас же, как представителей надзорного органа, беспокоит в первую очередь качество оказываемых услуг.

– Такие компании составляют вам конкуренцию?
– Нет, мы не боимся конкуренции. Напомню, мы начали заниматься переосвидетельствованием и заправкой огнетушителей в 2004 году. Тогда в Приморье появилась первая в России передвижная станция по зарядке огнетушителей. Новаторская идея – поставить на рельсы переоборудованный рефвагон, отправляющийся по требованию в ту или иную точку Владивостокского региона, – проявила себя отлично. Мы начали заправлять не только свои огнетушители, но и сторонних организаций. Позже перешли на стационарные пункты их зарядки – это дешевле. Меняться нас заставили растущие объёмы. Сегодня мы работаем на рынке по весьма доступному тарифу. Но в отличие от частных компаний, мы гарантируем качество проведённых работ. 

– Как в отряде налажена работа по борьбе с пожарами? 
– Мы постоянно взаимодействуем с коллегами из МЧС, вместе несём круглосуточные дежурства по краю. Семь наших пожарных поездов «закрывают» разные точки Приморья, где есть железная дорога. И при любых ЧС они оперативно выдвигаются для боевой работы. А так как мы являемся ведомственным пожарным надзором, то система контроля имеет комплексный характер, учитывающий все нюансы и работающий на опережение событий. Ежегодно составляется план организационно-технических меро¬приятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах, подвижном составе и в полосе отвода на полигоне Дальневосточной железной дороги. В нём календарно прописано, какие предприятия пройдут через проверку. Ежемесячно предоставляем отчёты в службу охраны труда о проделанной работе. Кроме этого каждый квартал проводятся заседания центральной пожарно-технической комиссии в управлении магистрали и совещания на местном уровне, на которых прорабатываются проблемные места.

– Встречается ли халатное отношение к пожарной безопасности на предприятиях, которые вы курируете?
– Нет. Для нас халатное отношение приравнивается к преступлению. Учитывая многолетнюю системную работу в этом направлении, руководители и персонал совершенно осознанно воспринимают и исполняют все требования пожарной безопасности. Это норма жизни. Недавно, например, на заседании, которое проходило в администрации Приморского края из-за весенних пожаров, мы удивили участников встречи результатами своей работы. Такой небольшой факт: за последние пять лет по вине железной дороги не возникло ни одного пожара – когда пал начинался бы от путей. Мы ежегодно перед пожароопасным периодом, весной и осенью, участвуем в комиссионных объездах региона, организуем плановые проверки. Нам помогает транспортная прокуратура, другие надзорные органы привлекаются к сотрудничеству. На участки же, которые проходят в пожароопасных местах, особенно в границах заповедников Приморья, обращается особое внимание. И если пал приближается к железной дороге, всегда по тревоге поднимаются пожарные поезда, подключаются путейцы. 

– Сегодня начались проверки объектов массового скопления людей. Ожидаете ли неприятных открытий?
– Действительно, с представителями транспортной прокуратуры и МЧС мы уже начали проверять вокзалы, детские сады, больницы, лагеря и др. Эту работу мы проводим регулярно, поэтому для нас это просто дополнительная проверка. Все объекты, которые курируем, мы знаем хорошо и сюрпризов не ждём. 

– Владивостокский Дворец культуры железнодорожников, имеющий 80-летнюю историю, например, безопасен? 
– Здание ДКЖ строилось с учётом всех нормативных документов и требований пожарной безопасности. Здесь всё соблюдено: есть эвакуационные выходы, высокие потолки в залах, позволяющие дыму, в случае пожара, подниматься наверх, давая возможность людям покинуть помещение. В больнице на станции Владивосток действует резервное электроснабжение, в каждом отделении – разные пути выхода. Есть и специально обученный персонал. Везде на стенах размещены светоотражающие указатели, позволяющие ориентироваться в темноте. В детских оздоровительных лагерях действует система удалённого мониторинга. Если вдруг происходит пожар, по радиосигналу поступает информация в ближайшую пожарную часть МЧС. Иначе говоря, мы, курируя свои объекты, всегда держим руку на пульсе. 

– Сокращения пожарных поездов не предвидятся?
– Нет, наоборот, сегодня идут целенаправленные вложения в пожарную безопасность. Места стоянок пожарных поездов оборудуются модульными зданиями. Раньше они базировались в парках станций и команду размещали в списанных вагонах. Сейчас же воплощается в жизнь решение ОАО «РЖД» о развитии материально-технической базы. Пилотный двухэтажный модульный дом, в котором есть техкласс, караульное помещение, место отдыха и приёма пищи, был построен на станции Гвоздево. Сибирцевский пожарный поезд передислоцирован на место стоянки бывшего восстановительного, там есть все необходимые условия. В настоящий момент разработана проектная документация на строительство модульных зданий на станциях Смоляниново, Находка-Восточная и Ружино. Кроме этого по инвестпрограмме ОАО «РЖД» 4 из 7 пожарных поездов получили подвижной состав нового поколения. 


На фото: Боевые расчёты пожарных поездов постоянно отрабатывают свои навыки на учениях и тренировках
Беседовала Наталья Кузьмина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30