21 ноября 2018 14:43
фото: Екатерина Крюкова

Недетские будни и перспективы

В Южно-Сахалинске готовятся к открытию первого железнодорожного Кванториума на Дальнем Востоке

Новые формы развития образования начинают осваивать в Южно-Сахалинске. Сотрудничество островной детской железной дороги с министерством образования Сахалинской области, Министерством экономического развития и Фондом развития образования даёт результаты: в ближайшие годы на территории станции появится кванториум. Сезон 2018 года для юных железнодорожников будет, скорее всего, последним сезоном работы по-старому, считает заместитель начальника Дальневосточной детской железной дороги Павел Юдаев.
Архив Павла Юдаева

– Что ещё предстоит сделать до открытия летнего пассажирского сезона?
– Сейчас идёт комплекс строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту «Устройство автоматики и телемеханики Дальневосточной детской железной дороги г. Южно-Сахалинск. Техническое перевооружение» и инвестиционного проекта «Обновление устройств автоматики и телемеханики и внедрения двусторонней автоблокировки (ЖАТ)».

Это позволит обеспечить в период летней практики движение поездов в обе стороны (по кругу), повысит безопасность движения и безопасность отдыхающих в городском парке. Появятся три пешеходных переезда со звуковой сигнализацией и светофорами (переезды также использует служебный автотранспорт парка) и позволит детям управлять движением поездов с одного места в автоматическом режиме. На экране компьютера школьник будет видеть схему движения, сможет отправлять поездами, переводить стрелки, задавать маршруты. Весь процесс организации движения будет почти полностью автоматизирован.

Ещё предстоят работы по монтажу и настройке учебного тренажёра для локомотивных бригад. У нас появится тренажёр локомотива ТГ-16М, который модернизирован под Сахалинский регион. Юные железнодорожники с нетерпением его ждут для более углублённой подготовки. Это две основные задачи, которые мы должны решить сейчас.

Также на днях ждём централизованную поставку нового оборудования для учебного процесса, это комплект компьютерной техники для моделирования и прототипирования, 3D-принтер в комплекте с 3D-ручкой, 3D-сканер, интерактивная панель. Оборудование позволит обучать детей современным методам и технологиям инженерного проектирования. Процесс обучения должен строиться на самых современных и передовых методиках и оборудовании, ведь мы закладываем фундамент будущих профессий.

– Кто будет обучать детские локомотивные бригады?
– У нас в данный момент нет инструктора по локомотивному хозяйству, который научил бы мальчишек работе на тепловозе. Вопрос по инструктору сейчас в работе, надеемся, что в ближайшее время он будет решён положительно. Помогает нам в этом служба управления персоналом Дальневосточной железной дороги. Сейчас к нам приходят специалисты из локомотивного депо, учебного центра, но это всё временный вариант. Часто из-за занятости их на основной работе, уроки приходится отменять. Дети чувствуют это и уходят, хотя интерес у мальчишек постарше огромный. 

– А как вам новое здание, которое сдали в 2017 году?
– Подрядчики построили хорошую станцию, здесь всё сделано удобно для детей. Возникают вопросы в процессе эксплуатации, но они решаются. Критических замечаний нет. После реконструкции микропроцессорной централизации и установки тренажёра планируется обновление и пополнение учебного оборудования: установим проектор для интерактивной доски, программное обеспечение для компьютеров. Ожидаем поставку всего этого во втором квартале 2018 года.

– Вы сотрудничаете с министерством образования Сахалинской области, Министерством экономического развития, с Фондом развития образования. Планируете включаться в крупные федеральные проекты?
– В регионах России открываются детские технопарки – Кванториумы. С сентября прошлого года ОАО «РЖД» стало официальным партнёром проекта. В 2018 году три детские железные дороги сети, Свердловская, Волгоградская и Иркутская, запускают пилотные проекты Кванториумов. Это инновационная среда дополнительного образования, очень похожая на работу детской железной дороги.

Этот проект курирует Фонд развития образования и Агентство стратегических инициатив. В Южно-Сахалинске вот-вот откроется первый технопарк на базе Института развития образования. Там будет шесть квантумов: робоквантум, IT квантум, аэроквантум, энерджиквантум, геоквантум и хайтек цех.

Сейчас фонд и ОАО «РЖД» разработали железнодорожный квантум. Фонд развития образования предоставляет методологию, перечень оборудования, готов подготовить кадры. Наш инструктор по обучению юных железнодорожников Анна Букарь в октябре 2018 года уже прошла обучение в детском технопарке Кванториум в городе Королёве. Познакомилась с методологией обучения, оборудованием, в общем с тем, как всё организовано. Какие-то моменты уже внедряем у себя на детской железной дороге: иначе организовали учебное пространство, меняем подход к предоставлению сложной технической информации для лучшего усвоения у детей, а также стараемся сделать процесс обучения интересным. 

Работа квантума построена на реальных кейсах. Дети после обучения должны обладать четырьмя основными компетенциями: коммуникабельностью, умением работать в команде, критическим и креативным мышлением. 

Школьники будут решать проблемы самостоятельно, без участия взрослых. Преподаватель просто будет их направлять, чтобы они не ушли в другую деятельность. Их будут учить эффективно тратить ресурсы, добывать знания и реализовывать проекты, которые приносят реальную пользу. Показателями работы квантума будет участие в олимпиадах, чемпионатах робототехники, детских чемпионатах рабочих профессий.

До 2019 года в Южно-Сахалинске откроется вторая площадка на базе одной из гимназий, третьей площадкой станет детская железная дорога. 

Участие в этом проекте позволит нам привлекать федеральное финансирование на приобретение учебного оборудования. Размер субсидии может доходить до 25 млн рублей. Компания предоставляет помещение для Кванториума, обеспечивает его текущее содержание и обслуживание. В рамках сотрудничества наши кабинеты переделают под технопарк с железнодорожной тематикой. Нужно создать атмосферу, не напоминающую школу. Это должна быть принципиально иная среда.

Примеры создания Кванториума на реальном производстве уже есть. Например, такой технопарк действует на базе завода «КамАЗ», и дети решают там проблемы завода. Каждый наш квантум будет подстроен под интересы ОАО «РЖД».

– Почему вы включаетесь в такие проекты?
– В будущем потребуются специалисты, которые командой смогут решать любые сложные задачи, независимо от вида деятельности участника команды. Наша задача, тех, кто работает с детьми, попытаться определить, какие специалисты будут нужны компании через 10 лет. Чтобы они решали не вчерашние проблемы, а задачи будущего.


На фото: Зимой на детской железной дороге в Южно-Сахалинске работают взрослые, готовят оборудование к учебному процессу
Беседовала Екатерина Крюкова