19 июля 2018 18:29
фото: Георгий Куниловский

Скажет ли карта правду?

Локомотивные бригады сигнализируют о неактуальности данных в комплексе КЛУБ-У

На линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБ-У), размещённые в тепловозах, начинают вдруг неверно указывать расположение светофоров на перегонах. Как правило, происходит это на одних и тех же участках дороги и у всех без исключения локомотивных бригад. И вот уже второй год эта проблема не решается. Рассказывает машинист-инструктор локомотивных бригад по автотормозам эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск Вячеслав Максименко.
2-1-2.jpg

– Вячеслав Николаевич, неверные показания устройств в отношении светофоров могут привести к различного рода нарушениям безопасности движения поездов. Неужели вас подводят смежники – специалисты производственного участка Байкало-Амурской дирекции по ремонту тягового подвижного состава (БАМ ТР), которые устанавливают и ремонтируют КЛУБ-У на тепловозах? 
– Нет, к смежникам из БАМ ТР у нас нет никаких претензий. Они свою работу выполняют качественно. Вся проблема в электронной карте КЛУБ-У. Её специалисты БАМ ТР не касаются. А именно в ней когда-то были «записаны» все размещения светофоров на линии согласно тем данным, которые разработчики этой карты из АО «НИИАС» получили от железнодорожников. Но на линии Комсомольск-на-Амуре – Ванино в последние годы строились новые станции и разъезды. В связи с чем менялось расположение светофоров, добавлялись новые пути. А вот этих данных о них у АО «НИИАС» нет. И, конечно, по этой причине у локомотивных бригад происходят сбои в работе.

– Покажите на примере, как именно это происходит и к чему может привести.
– Например, локомотивная бригада держит ещё приличную скорость, зная по опыту работы, что светофор далеко. А устройства КЛУБ-У вдруг срабатывают, показывая, что светофор буквально у неё перед носом. Хотя это не так. В таком случае автоматически происходит автостопное торможение. Состав сжимается в гармошку. Из-за чего может выйти из строя автосцепка на подвижном составе. Вот вам и остановка. 

– Как же в таком случае действуют машинисты? Ведь, наверное, их при инструктаже предупреждают, на каком участке КЛУБ-У выдаёт неверную информацию. 
– Конечно, предупреждают. В подобной ситуации есть определённый алгоритм действий: подъезжая к такому участку машинисты заранее снижают скорость, производят остановку. И только потом опять едут. Но из-за таких комбинаций не выполняется участковая и техническая скорость. За что тоже по головке не гладят. Здесь нужно наводить порядок в самой электронной карте. Но вот этого, как показывает практика, мы, работники депо, от специалистов АО «НИИАС» и других причастных к этой проблеме предприятий, добиться никак не можем. 

– Почему? Ведь чего проще: сообщить о ситуации в НИИАС, пригласить его специалистов. И они на месте должны разобраться. 
– Первоначально мы тоже так думали. Но специалисты депо не имеют права давать информацию, на каком конкретно пикете перегона произошла переустановка светофора. Это дело в первую очередь специалистов Комсомольской и Высокогорненской дистанций сигнализации, централизации и блокировки. 

Мы писали письмо в НИИАС о нашей проблеме, в надежде, что эта компания разберётся в ней и примет меры. Но переписка пошла по кругу. Те, ссылаясь на нас, обратились в Дальневосточную дирекцию тяги, уведомив её, что Высокогорненская и Комсомольская дистанции СЦБ не дали разработчикам никаких данных по тем изменениям, которые требуется вписать в электронную карту КЛУБ-У. В ответ уже к нам поступило распоряжение свыше организовать аудиоконференцию с приглашением ведущих специалистов НИИАС, ЛокоТех-Сервиса, Комсомольской и Высокогорненской дистанций СЦБ. Мы её организовали. 

Специалисты НИИАС (это Московский институт) нашли время и вышли на связь. Но представители указанных дистанций СЦБ проигнорировали наше уведомление и не приняли участия в совещании. А именно от них во многом зависело принятие кардинальных решений в нашем вопросе. В результате совещание было сорвано, что отмечено в протоколе. Так решение нашей проблемы опять зависло в воздухе. 

В этой истории удручает то, что москвичи, которые в общем-то могут и дальше ждать, когда к ним поступят данные от дистанций СЦБ, отозвались на просьбу. Соблюли, как говорится, все приличия. А вот наши коллеги, специалисты дистанций СЦБ, работающие с нами бок о бок, по сути дела, не восприняли нашу проблему мало-мальски важной.


На фото: И после этого «вскрытия» КЛУБ-У данные на его электронной карте останутся прежними
Беседовал Георгий Куниловский