25 сентября 2018 04:17
фото: архив Дмитрия Карцевича

80 лет по рельсам Сихотэ-Алиня

2017 год богат на круглые даты. Буквально на днях своё 80-летие торжественно отметил коллектив эксплуатационного локомотивного депо Смоляниново. Главными же гостями праздничного вечера стали ветераны, отдавшие всю свою жизнь железной дороге и родному предприятию.

– Весной 1987 года при ремонте крыши здания депо Смоляниново строители наткнулись на потемневшую от времени фанерную дощечку, на которой химическим карандашом было выведено: «Строили депо красноармейцы рождения 1914 и 1915 года в 1937 году», – рассказывает председатель профкома ТЧЭ-8 Дмитрий Карцевич. – С этого момента, собственно, и начинается история нашего депо. В то время здесь работали промывочный, механический и кузнечный цеха, которые снабжались электроэнергией от локомобиля. Приписной парк состоял из 13 паровозов серии Эм и Ов – 10 поездных и 3 маневровых.

В 1963 году в депо пришла первая партия современнейших по тому времени тепловозов ТЭ-3. А в ноябре 1979-го поступили принципиально новые электровозы серии ВЛ-80Р. По словам ветерана Виктора Стусенко, коллективу депо приходилось переучиваться на новый вид тяги буквально на ходу.

– На паровозах я работал три года. А в 1963-м они навсегда ушли в запас, – вспоминает Виктор Иванович. – А так как я вырос в семье машиниста, то считайте с детства был связан с этой удивительной техникой. И поэтому после окончания школы выбор был один – пойти в железнодорожное училище, чтобы выучиться на помощника машиниста, а затем вернуться в депо Смоляниново на практику и здесь остаться на всю жизнь.

Ветеран отдал железной дороге 45 лет жизни.

– Если сравнивать с электровозом – работа на паровозе всегда была физически более тяжёлой. Электровозом движет электричество. А вот на паровозе всё зависит от труда локомотивной бригады. Ты ведёшь поезд практически на своих плечах. Мы работали на двух направлениях: Смоляниново – Сучан (ныне Партизанск) и Смоляниново – Уссурийск. Весовую норму тех лет, 1800 тонн, водили тремя паровозами. Все три в голове. Такой была работа на сложных перевальных участках, где сегодня груз тащат самые мощные в мире «Ермаки». К сожалению, сейчас машинистов паровоза остались единицы. Старая школа уходит. Раньше и подготовка локомотивщиков на паровоз была другой. Я, например, год проучился. Потом приехал на практику в депо, изучил все этапы и виды ремонта, руками прочувствовав каждую деталь. А потом 4 месяца работал кочегаром.

Сегодня в депо вот уже 10 лет эксплуатируются новейшие электровозы серий 2ЭС5К, 3ЭС5К, 4ЭС5К. «Ермаки» – одни из самых мощных в мире. Их в депо – 150.

– В этом году к нам пришло подкрепление – два четырёхсекционных «Ермака», ещё три на подходе, – рассказал машинист-инструктор ТЧЭ-8 Павел Сарик. – Локомотивы прибыли из Ростовской области, где расположен завод-изготовитель, преодолев 9 тыс. километров. Новые электровозы значительно отличаются от своих собратьев, поступивших в депо ранее. Поэтому нам предстоит изучить их ещё более детально. Чтобы машина не подвела в работе, потребуется дополнительное обучение всех локомотивных и ремонтных бригад.

Напомним, путь, проходящий через несколько перевалов, где водят поезда локомотивные бригады депо Смоляниново, характеризуется крайне сложным планом и профилем: кривые малого радиуса доходят до 190 м, а уклоны – круче 25 тысячных. Чтобы его преодолеть, к электровозам цепляют подталкивающие локомотивы. И надо обладать поистине ювелирным мастерством и сильным характером, чтобы заставить мощные «Ермаки» подчиняться тебе.


На фото: Поздравить коллектив депо Смоляниново пришли железнодорожники разных специальностей и ветераны
Наталья Кузьмина