18 июля 2018 07:41
фото: Максим Каленник

Паровоз его души

Сергей Арестов и не мечтал о том, что когда-нибудь судьба подарит ему шанс ещё раз управлять паровозом. Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 и его коллега Анатолий Молчан в канун 120-летия Дальневосточной магистрали приняли участие в параде железнодорожной техники, который состоялся во Владивостоке.

Паровоз серии Л, ставший главным событием этого дня, специально доставили к празднику из Хабаровска. Следом прибыл и специально обученный экипаж.

– Права машиниста на управление паровозом я получил в Курске. Три месяца проходил обучение, потом отправился на практику в Санкт-Петербург, – рассказывает Сергей. – А закрепляли навыки мы с коллегами в Якутии: в опытных поездках на этой же серии паровоза вытаскивали с карьеров порожние составы.

Этими удивительными машинами Сергей «болел» с детства.

– Я мечтал работать на паровозе, хотя и понимал, насколько мое желание неак-туально. И вдруг судьба дважды подарила эту возможность, – продолжает парень. – Я думаю, мои бабушка и дедушка гордились бы мной. Они работали на железной дороге в Хабаровске. Дед Василий Бычков во время Великой Отечественной войны и после Победы водил паровозы. И теперь я по-настоящему понимаю, прочувствовав на себе, насколько это тяжёлый, на грани физических возможностей, труд. В нашей поездке с Анатолием Молчаном не было разделения на машиниста и помощника-кочегара. Мы работали как одна команда: поровну делили обязанности и на лопату вставали по очереди.

По словам Сергея, когда ведёшь паровоз, испытываешь целую гамму ярких чувств. Он хоть и старичок, но надёжный. Каждый рычаг, звук, настроение говорят о том, что это живой организм, требующий внимания машиниста. Вес паровоза – 170 тонн. Мощность – 2 тысячи лошадиных сил, полный запас угля в тендере – 18 тонн и 28 тонн воды. В среднем этого хватает, как говорят ребята, на 100 километров. Но если профиль пути будет несложным, он может преодолеть и больше.

– Я уверен, все локомотивщики должны пройти через школу паровоза. Он не прощает халатного отношения, ошибок, равнодушия. Это механика, где без человеческих рук не обойтись, – продолжает Сергей. – И я бы даже сказал, паровоз меняет душу, делая тебя сильнее и лучше. Это необъяснимо, но это так.


На фото: Тот самый счастливый момент в жизни, когда Сергей Арестов управлял паровозом
Наталья Борисова