23 января 2018 03:02
фото: Максим Каленник

Твой выход, «Ермак»

Депо Смоляниново готовится к приёму обновлённых электровозов-тяжеловесов

До конца этого года в эксплуатационное локомотивное депо Смоляниново поступит семь электровозов серии 4ЭС5К «Ермак». Три машины последнего поколения прибудут к месту назначения уже через несколько дней. А пока железнодорожники усиленно готовятся к встрече серьёзной техники.

– К нам приезжали представители Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ, входит в состав «Трансмашхолдинга»), выпускающего «Ермаки», чтобы рассказать о конструкционных изменениях, – прокомментировал машинист-инструктор депо Павел Сарик. – Новые электровозы значительно отличаются от своих собратьев, пришедших к нам ранее, а мы уже два с половиной года эксплуатируем три четырёхсекционных «Ермака». Плюсы заключаются в том, что в машинах убраны различные промежуточные механические реле, которые могли самостоятельно подключиться и вмешаться в работу локомотива. Электровозом ещё больше стала управлять электроника, но это в то же время добавило проблем. Как мы шутим, Билл Гейтс отдыхает, – если происходит сбой, определить неисправность достаточно сложно. В новом «Ермаке» применено и такое интересное инновационное новшество, как независимое возбуждение тяговых двигателей, что обеспечивает устойчивую работу электровоза в режиме тяги, и машина меньше буксует на сложном профиле пути. Ещё один положительный момент – срок межремонтных пробегов повышен в два раза. Теперь новый «Ермак» должен проходить ТО-2 раз в 10 суток, а обычно – через 5 дней. Это даёт возможность больше задействовать электровозы в эксплуатации.

Когда «Ермаки» поступят в депо, прежде чем запустить их в работу, железнодорожникам, отвечающим за управление и ремонт машин, предстоит изучить их ещё более детально.

– Потребуется дополнительное обучение всех локомотивных и ремонтных бригад. Ведь изменения, произошедшие в конструкции электровоза этой модификации, существенны, – продолжает Павел Сарик. – Поэтому надо пройти новые схемы, ознакомиться с технической документацией, обкатать электровозы.

Напомним, электровозы серии «Ермак» эксплуатируются на железных дорогах России с 2007 года. В зависимости от решаемых задач они могут использоваться в одно-, двух-, трёх- и четырёхсекционном исполнении. Один из самых мощных в мире локомотивов новой модификации – 4ЭС5К – предназначен для вождения поездов повышенной массы, которая может доходить на равнинных участках до 9000 тонн.

У машины все секции проходные. Эта мобильность позволяет локомотивной бригаде оперативнее реагировать на отказ оборудования электровоза и ликвидировать неполадки без остановки локомотива.

Смоляниновское направление Дальневосточной железной дороги, отвечающее за подвоз грузов к портам Приморья, имеет стратегическое значение. Поэтому тяжеловесные «Ермаки» здесь очень востребованы.

– Если 15 лет назад мы могли провозить электровозом серии ВЛ-80 Р вес 4000–4500 тонн, то сейчас на перевальных участках на «Ермаках» везём 6300 тонн. Развитие портов и их дальнейшие перспективы значительно поднимают грузовую планку, – говорит Павел Сарик. – Поэтому в планах ОАО «РЖД» увеличение пропускной способности участка – реконструкция станции Смоляниново, модернизация объектов электроснабжения, которая позволит снизить межпоездной интервал на основных перегонах и пропустить больше пар поездов. Пока же мы работаем на пределе своих возможностей.


На фото: «Ермаки» успешно эксплуатируются на сложных перевальных участках смоляниновского направления дороги уже 10 лет
Наталья Кузьмина