23 января 2018 03:04
фото: архив «ДВМ»

Страницы истории неизвестного БАМа

7 ноября 1937 года от железнодорожного полустанка Бам (на Транссибе) до посёлка Тындинского прошёл первый рабочий поезд. Страна узнала об этом событии из центральной печати, сообщалось, что это подарок товарищу Сталину в честь 20-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
DVM_42_3-4.jpg

Однако только через полвека стали открыто говорить о том, что строился этот участок железной дороги силами заключённых. В открытой прессе тех лет строители БАМа именовались путеармейцами. В 1937 году был выпущен нагрудный значок «Лучшему ударнику Байкало-Амурской магистрали» с изображением паровоза, который прикручивался гайкой к одежде (на фото).

«Для широкой общественности и зарубежных СМИ строительство преподносилось чем-то наподобие трудовой армии, куда люди шли добровольно и с большой охотой, – пишет в своей книге «Неизвестный БАМ» кандидат экономических наук профессор Международной академии общественных наук Виктор Прядкин. – От красных лозунгов, флагов и знамён рябило в глазах. Гремел духовой оркестр. На бампере паровоза стоял огромный портрет Сталина. Состоялся митинг с традиционными выступлениями представителей партийных и советских органов, руководителей БАМЛАГа. Вот только самих строителей, то есть «путеармейцев», на этом празднике не было. Ну не огораживать же перрон колючей проволокой».

Свою книгу Виктор Максимович, который сам был участником грандиозной стройки ХХ века, но уже в семидесятые годы, опубликовал в 2013 году на одном из писательских порталов. Сборник документальных очерков оказался в центре внимания для многих, интересующихся историей строительства Байкало-Амурской железной дороги. Тайны магистрали, раскрытые на страницах книги, вызвали огромный интерес со стороны иностранных изданий, которые опубликовали интервью с тындинским автором. Поступило предложение выпустить книгу в одном из канадских издательств. Автора ждут в Северной Америке, но Виктор Максимович пока воздерживается от трансконтинентальных перелётов по состоянию здоровья.

Так чем же уникальна книга «Неизвестный БАМ»? Собирая материал, Виктор Прядкин много времени провёл в архивах, где нашёл интересные факты, о которых раньше не писали в изданиях по истории БАМа. Одна из глав посвящена строительству Дуссе-Алиньского тоннеля, расположенного в Хабаровском крае. Заключённых мужчин доставляли в восточный портал будущего тоннеля, а женщин – в западный. Не имея специальной и даже обычной землеройной техники, спецодежды, соответствующего трудовым затратам питания, осуждённые по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР «враги народа» работали за паёк. Поощрением за ударный труд стали три ночи, которые измождённые мужчины провели с женщинами-тоннельщицами.

– Трудовой подвиг заключённых, которых широко эксплуатировали на строительстве БАМа, не должен быть забыт, – считает Виктор Прядкин. – Очень хорошо, что сейчас стали больше говорить об этих позорных страницах истории нашей Родины. На бамовских станциях устанавливают памятники строителям магистрали. Хотелось бы, чтобы современная молодёжь знала, что железную дорогу строили не только комсомольцы, что тысячи людей прокладывали стальную колею в суровой тайге ценой своей жизни.


На фото: Строительство железнодорожной линии Бам – Тында началось в 1932 году
Вера Поспелова