16 декабря 2018 03:54
фото: Наталья Кузьмина

Монологи учителя

Будущие железнодорожники любят русский язык и интересуются литературой

Уроки русского языка и литературы, которые проводит учитель Александра Плясунова в уссурийской школе-интернате № 29 ОАО «РЖД», проходят необычно. Часто они сопровождаются настоящими театрализованными представлениями, в подготовке которых принимают участие не только ученики, но и приглашенные гости.

– Так было, например, когда мы изучали творчество народов России, – рассказывает Александра Николаевна. – На уроки приходили представители разных диаспор, живущих на территории Приморского края. – Ведь возможность личного прикосновения к чужой самобытной культуре не только расширяет кругозор детей, прививает любовь к словесности, но и подвигает их к саморазвитию.

…Рабочий день учителя начинается не утром нового дня, а задолго до него. Это непрекращающийся процесс. 

– Дети постоянно меня удивляют,– говорит наша героиня. – Вызывают чувство восхищения и полета. 

...Идет урок литературы у шестиклассников. По-детски непосредственно и в то же время по-взрослому размышляют они о словах Маленького принца: «Мы в ответе за тех, кого приручили». В итоге разговор не ограничивается одним уроком, вечная тема добра и зла плавно перетекает в классный час. Ребята проявляют живой интерес, у них горят глаза, и буквально все хотят высказать свои мысли.

– Поэтому я каждый день на протяжении вот уже 26 лет с удовольствием спешу в школу, – улыбается Александра Николаевна. – Но здесь я не работаю, я здесь – живу. Мы, педагоги, иногда совершаем грубейшую ошибку, думая, что имеем право подсказать, заставить, взять на себя переживания ученика. Нельзя за ребенка прожить его жизнь, решить его задачи, загородить от ударов судьбы. Нужно просто быть рядом с ним. Миссия учителя многолика: это и рассудительный философ, и психолог, и жесткий полководец, и добрая, нежная мать. Эти проявления необходимы, чтобы дети верили, любили, шаг за шагом накапливая житейский опыт. Им надо дать возможность обжечься, но уберечь от ожогов души. Недаром еще Самуил Маршак утверждал, что «вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет». Мне очень хочется, чтобы коллеги, дети и родители не отдавали какие-то долги, душу, а просто жили честно, по-доброму, ошибаясь, исправляя ошибки, совершая поступки и делая свои открытия…

Ученики Александры Плясуновой самозабвенно любят русский язык, много читают. Их интересы выходят далеко за рамки программы по литературе.

– Использование в обучении новейших достижений и педагогических технологий позволило Александре Николаевне стать победителем профессионального конкурса «Школа мастерства», – отметила заместитель директора школы по учебной работе Светлана Морозова. – По результатам ЕГЭ ее ученики набирают высшие баллы. 

Четвертый год Александра Плясунова руководит методическим объединением учителей русского языка и литературы. Она автор долгосрочной воспитательной программы для 5–9 классов «Солнышко». Ее ученики постоянно побеждают в различных конкурсах, в том числе и сетевых. Но главное все-таки – это любовь, которую они выражают открыто и искренне, подтверждая наивысшее признание своему учителю. 

– Это и есть счастье, – говорит Александра Николаевна. – И неважно, выберут мои ребята в будущем профессию железнодорожника или станут кем-то другим. Личность всегда найдет верный путь. 

На фото: Александра Плясунова – один из лучших учителей Приморского края
Наталья Кузьмина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31