23 сентября 2018 12:33
Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив «ДВМ»

Под знаком качества

Текущая экономическая ситуация в стране, напрямую отражающаяся на производственно-экономических показателях работы железнодорожной отрасли, диктует необходимость новых подходов к работе. Бережливое производство – в их числе. Ведь оно позволяет уменьшать неэффективные траты ресурсов и времени, повышая производительность труда. В таком фондоемком хозяйстве, как путевое, это просто необходимо. Тема этой полосы – внедрение бережливого производства в путевом комплексе Дальневосточной железной дороги.

Убрать простои

В путевом хозяйстве Дальневосточной дороги бережливое производство внедряется уже два года. В прошлом году этим занимались девять структурных подразделений службы пути, в 2013-м – уже четырнадцать.

– Охватить сразу все наши 32 структурных подразделения крайне сложно, – рассказывает начальник технического отдела службы пути Дальневосточной дирекции инфраструктуры Владислав Шестаков. – Это особая культура мышления, которая быстро не формируется.

Путевое хозяйство наиболее фондоемкое из всех хозяйств дороги – фронт для оптимизации здесь значительный. И всегда хватало работников, творческая мысль которых направлена на улучшение производственных процессов.

Путейцы постоянно участвуют в конкурсах по рационализации. В 2013 и 2011 годах в конкурсе «Идея ОАО «РЖД» дорога завоевывала призовые места за рацпредложения путейцев.

В прошлом году проект Спасск-Дальненской дистанции пути по усовершенствованию технологии объединения плетей на перегоне с применением машины ПРСМ вышел в финал конкурса на лучшее подразделение в рамках бережливого производства в ОАО «РЖД».  

– Успехи есть, но есть трудности с включением этой работы в ежедневный процесс. Работы у каждого много, а чтобы начать улучшать какой-либо производственный процесс, надо остановиться, подумать, взглянуть на него со стороны, – поясняет Владислав Шестаков. – Абстрагироваться от текущих задач трудно. Поэтому большое внимание мы стараемся уделять вовлечению и мотивированию.

Перед каждым предприятием, участвующим во внедрении бережливого производства, стоит задача в течение года выбрать по крайней мере один процесс, проанализировать его и улучшить.

– По итогам 2013 года мы выберем лучшие проекты, над которыми работают дистанции, и рассмотрим вопрос о поощрении, – отмечает Владислав Шестаков. – Кстати, и в самой службе пути бережливое производство внедряется для эффективного планирования работы. 

Возможности штатных инструментов для этих целей недостаточны. В условиях огромного бумажного документооборота есть необходимость в информационных системах, позволяющих одновременно визуально отображать много разнородных данных из разных источников, в том числе и средств диагностики.

– На приобретение таких продуктов необходимы средства, но это дает огромный эффект, – поясняет Владислав Шестаков. – Сейчас мы работаем с программным обеспечением «Обзор видеокадров ЦНИИ-4», позволяющим просматривать изображение железнодорожного пути через каждые 50 метров. Без этой программы работу уже не представляю. В дирекции инфраструктуры успешно применяется программный комплекс «Анализ ГРК», позволяющий свести все результаты измерений бокового износа рельсов в единую систему, оценить динамику изменения этого параметра пути с течением времени и спрогнозировать его величину на перспективу. Кроме этого, стартует проект «Электронная служба пути». 

Совместная работа службы и ее структурных подразделений позволяет уменьшить неэффективные потери времени. А значит, улучшить показатели работы в путевом комплексе. Появляется время на то, чтобы работать более эффективно, расширив круг выполняемых задач.


Мнения
Фото: архив «ДВМ»

Евгений Киселев, главный инженер Спасск-Дальненской дистанции пути:
– В этом году на рабочее место дежурного по дистанции мы внедряем программу «Сводная ведомость работы дистанции». Ее задачами являются сокращение числа бумажных вариантов журналов, автоматизированный учет выполненных работ, исключение ошибок и неточностей при подсчете вручную, возможность просмотра ведомости с рабочих мест руководителей дистанции, дорожных мастеров и инженерно-технических работников. Это не только даст возможность сократить потери времени на работу с бумагами, но и поможет руководству дистанции контролировать выполнение запланированных работ. 

При внедрении проекта прошлого года – «Совершенствование технологии по объединению плетей на перегоне» – было сокращено количество свариваемых стыков в «окно», в связи с чем сокращается его продолжительность. Экономический эффект от внедрения составляет 124 тыс. рублей на один уравнительный пролет. Думаю, это отличный результат!


Андрей Солодовников, главный инженер Пятой Хабаровской дистанции пути:
– Наша рабочая группа обратилась к проблеме отказа технических средств в рельсовых цепях. Чтобы уйти от заструживания изостыков, мы стали устанавливать дополнительные кожухи и запенивать накладки пеногерметиком. В результате отказы технических средств в рельсовых цепях из-за стружки в изостыке существенно уменьшились.

Чтобы снизить производственные потери в доставке укрупненной бригады к месту работ (3-й линейный участок), путеремонтная летучка была заменена на проходимый трехмостовой КамАЗ. Машина полностью укомплектована инструментом и всегда готова к выезду на любой участок. 

Внедрение бережливого производства шло бы эффективнее, если бы в штате была выделенная должность инженера, имеющего образование в области системы менеджмента качества, который занимался бы исключительно бережливым производством и прививал бы эту культуру своим коллегам.


Андрей Подколзин, инженер Шестой Хабаровской дистанции пути: 
– В 2012 году мы разработали и внедрили технологический проект по сборке рельсошпальной решетки на базе комплектации. Теперь новый путь укладывается работниками базы комплектации без отвлечения кадров с текущего содержания пути. Так мы сэкономили время, улучшилось и качество сборки – ведь люди приобретают опыт.

В этом году мы предложили модернизировать тележку для контроля сварных стыков на бесстыковом пути. Теперь на тележке два дефектоскопа и два оператора, а в сопровождении – только два монтера пути и один дорожный мастер. Это также позволило уменьшить отвлечение работников от текущего содержания пути и повысило скорость работ. 

Кроме того, в дистанции активно внедряется система «5 S», и, к примеру, на станции Корфовская она уже работает. 

Успешность внедрения бережливого производства зависит от того, насколько работники могут и хотят выделить на это время в своей текущей работе.
Илона Бербер